• Управление по труду и занятости населения Алтайского края в микроблоге Твиттер
  • Управление по труду и занятости населения Алтайского края в Фейсбуке
  • Управление по труду и занятости населения Алтайского края в Живом журнале

Заседание межведомственной комиссии по реализации программы (25.06.2015)

Информация УФМС России по Алтайскому краю по вопросу: «О реализации мер по информированию, адаптации и интеграции соотечественников, переселившихся в Алтайский край в рамках региональной программы»

 За 2015 год в УФМС России по Алтайскому краю поступило 876 заявлений (436 – из-за рубежа и 440 принято в Алтайском крае). По состоянию на 22.06.2015 по 988 заявлениям (с учетом принятых в конце 2014 года) УФМС России по Алтайскому краю приняты решения:
по 258 – об отказе в выдаче свидетельства участника Государственной программы;
по 323 – рекомендовать временным группам, Представительствам ФМС России выдать заявителю свидетельство участника Государственной программы;
по 407 – о выдаче свидетельства участника Государственной программы соотечественникам, проживающим на законных основаниях на территории Алтайского края.
С начала текущего года в УФМС России по Алтайскому краю зарегистрировано 1320 соотечественника (653 участника и  667 членов семей). Из их числа:
- прибыли из-за рубежа 556 человек (239 участников и 317 членов семей); в т.ч. иностранные граждане – 549 человек, лиц без гражданства – 7 человек.
- проживали на законных основаниях на территории РФ и приняли участие в Государственной программе 764 соотечественника (414  участника и 350 членов семей), в т.ч. имели вид на жительство или разрешение на временное проживание в РФ – 464 человека, получивших временное убежище на территории РФ – 300 человек.
Приобрели гражданство Российской Федерации в 2015 году 950 участников Госпрограммы, 210 заявлений о приобретении  гражданства находится на рассмотрении.
Компенсации участникам Госпрограммы и членам их семей в 2015 году выплачены на сумму 11 560,3 тыс. руб., в том числе:
- 43 участника и 93 члена семьи – транспортные расходы;
- 303 участника и 350 членов семьи – единовременное пособие на обустройство («подъемные»);
- 130 участников и 182 члена семьи – госпошлина за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории РФ;
- 1 участник - ежемесячное пособие.
 
 
Информация Главтрудсоцзащиты по вопросу: «О реализации мер по информированию, адаптации и интеграции соотечественников, переселившихся в Алтайский край в рамках региональной программы»
 
На территорию Алтайского края за 5 месяцев текущего года прибыло 1320 соотечественников (с учетом членов семей) при плановой численности на 2015 год в 1050 человек.
Всего за период реализации программы, с 2013 года, в край поступило более 4 тысяч заявлений от соотечественников из Азербайджана, Армении, Белоруссии, Германии, Греции, Грузии, Казахстана, Киргизии, Латвии, Литвы, Молдовы, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины.
Одобрено на участие в программе почти 3 тысячи кандидатов, с учетом членов их семей – это более 6 тысяч человек.
Прибыли на территорию края и зарегистрированы в качестве участников программы и членов их семей 4,3 тысячи соотечественников.
Состав переселившихся.
74,1 % переселенцев находятся в  трудоспособном возрасте, еще 22,7 % - несовершеннолетние.
82 % переселенцев имеют высшее или среднее профессиональное образование, 18 % - основное полное образование и квалификацию, приобретенную в ходе трудовой деятельности, либо являются студентами.
80 % прибывших проживает в городах края, 20 % - в сельской местности. География расселения – практически все города и районы края.
Предусмотренные региональной программой меры дополнительной социальной поддержки:
компенсация затрат по найму жилья;
финансовая поддержка многодетных семей, выплата пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет;
бесплатное профессиональное обучение переселенцев с целью гарантированного трудоустройства;
компенсация затрат на подтверждение эквивалентности дипломов;
поддержка участников программы – студентов вузов.
Всего на предоставление дополнительных гарантий и мер социальной поддержки переселившимся соотечественникам в текущем году направлено 5,5 млн. рублей, в том числе средств краевого бюджета – 0,5 млн. рублей, средств федерального бюджета – 5,0 млн. рублей.
Жилищное обустройство переселенцев.
Вопрос жилищного обустройства по условиям программы участники решают самостоятельно, за счет собственных средств.
Собственное жилье на территории края имеется у 30 % переселенцев, порядка 48 % арендуют жилье, проживают у родственников 16 %, в общежитии или служебном жилье – 6 %.
Возможностью компенсировать затраты на оплату найма жилья в текущем году воспользовались 30 % переселенцев (75 чел.), снимающих жилье.
Занятость соотечественников.
Трудовой или предпринимательской деятельностью заняты 66,7 % от числа трудоспособных участников программы, 15,6 % являются студентами вузов и колледжей. Общая численность занятых составила 82,3 %.
Содействие трудоустройству.
При необходимости решения вопроса участникам программы и членам их семей оказывается полный набор услуг по содействию в трудоустройстве.
Возможностью бесплатно пройти профессиональное обучение с гарантией трудоустройства или сохранения занятости воспользовались 26 соотечественников.
Мониторинг процесса адаптации переселенцев.
Анкетирование участников программы на территории края проводится 4-й год. Текущий срез результатов анкетирования проведен в июне т.г.
Почти две трети респондентов (59 %) отметили, что не испытывали каких-либо затруднений при обустройстве на новом месте.
Более 60 % переехали в край с детьми дошкольного и школьного возраста. При этом у каждого третьего есть дети в возрасте до 7 лет, в том числе 70 детей родились в Алтайском крае.
По мнению 62 % опрошенных, экономическое положение их семьи на территории края в сравнении с их положением в стране выбытия не изменилось, у 23 % опрошенных положение улучшилось.
Подавляющее большинство соотечественников (94 %) не испытывают желания выехать из Алтайского края. Только 5 % рассматривают возможность переезда в другой регион РФ.
Поддержка семей с детьми.
Для поддержания доходов участников с детьми программой переселения предусмотрены:
- ежемесячная выплата по уходу за детьми до 1,5 лет (в размере 2,5 тыс. рублей/мес.),
- выплата многодетным семьям на подготовку детей к школе (7,5 тыс. рублей – первокласснику, 5 тыс. руб. – учащимся 2-11 классов).
В текущем году за их получением обратились 16 участников программы и членов их семей, выплаты произведены на 19 детей (на общую сумму 145 тыс. рублей).
Информационное сопровождение реализации программы.
В текущем году состоялось 5 презентаций программы в формате видеоконференции с представительствами ФМС России в Армении, Азербайджане, Молдове, Киргизии, Узбекистане.
Выпущен очередной тираж памятки участнику программу.
Продолжено освещение хода реализации программы, примеров положительного переселенческого опыта в печатных и электронных СМИ.
 
 
 Информация Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края по вопросу: «О реализации мер по информированию, адаптации и интеграции соотечественников, переселившихся в Алтайский край в рамках региональной программы»
 
Главным управлением образования и молодежной политики Алтайского края реализуются меры поддержки успешно обучающихся студентов вузов, являющихся участниками региональной программы переселения соотечественников.
По условиям программы данные студенты имеют право:
- на компенсацию расходов по договорам на оказание платных образовательных услуг в размере до 30 тысяч рублей;
- на назначение поощрения в размере повышенной стипендии студентам, обучающимся на «отлично» в течение двух семестров и проявившим себя в учебной, научно-исследовательской, спортивной, творческой, или общественной сфере.
Отбор получателей данных мер поддержки в текущем году будет осуществляться в третьем квартале т.г. В 2013-2014 годах правом на получение поддержки воспользовался 91 студент из числа участников программы (на общую сумму 3,1 млн. рублей).
Данные меры, несомненно, способствуют адаптации и интеграции соотечественников, переселившихся в Алтайский край в рамках региональной программы.
Вместе с тем образовательными организациями высшего образования Алтайского края, в которых учатся студенты-участники Государственной программы, на постоянной основе проводятся культурно-просветительские мероприятия, способствующие воспитанию у студентов и сотрудников позитивного восприятия этнического и конфессионального многообразия, интереса к другим культурам, уважения присущих им ценностей и традиций.
Ежегодно вузами проводятся фестивали национальных культур, целью  которых стало объединение представителей народов, населяющих Алтайский край, в стремлении к возрождению, сохранению и трансляции национальных культурных традиций, межкультурному диалогу. В рамках культурно-просветительских мероприятий проводятся конференции, круглые столы, тематические мастер-классы и множество других мероприятий.
Свыше  90 % студентов-участников Государственной программы, получивших социальную поддержку в рамках программы переселения в 2013 и 2014 годах, продолжают успешно обучаться в вузах края.
4 студента АГМУ в настоящий момент продолжают обучение в интернатуре и трудоустроены  в краевых медицинских учреждениях Барнаула и Рубцовска, 1 студент Алтайского государственного медицинского университета переведен в 2014 году в Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова.
 
 
 Информация Главтрудсоцзащиты «О проекте региональной программы переселения соотечественников на 2016 – 2020 годы»
 
Действие государственной программы «Оказание содействия добровольному переселению в Алтайский край соотечественников, проживающих за рубежом» на 2013 - 2015  заканчивается в текущем году.
Указом Президента Российской Федерации от 14.09.2012 № 1289 «О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» предусмотрен бессрочный характер действия федеральной программы. В связи с этим Главным управлением, как уполномоченным органом по разработке и реализации программы в Алтайском крае, подготовлен проект государственной программы «Оказание содействия добровольному переселению в Алтайский край соотечественников, проживающих за рубежом» на 2016 - 2020 годы.
С учетом региональных особенностей, социально-экономических условий, состояния рынка труда Алтайского края при разработке документа сохранена преемственность действующей региональной программы переселения в части привлечения квалифицированных специалистов с учетом потребностей края, а также молодежи, получающей профессиональное образование в Алтайском крае.
Плановая численность переселенцев ежегодно составляет порядка 1,1 тысячи человек.
Сохранен адресный характер дополнительных мер социальной поддержки участников программы и членов их семей в период первичной адаптации на территории вселения.
Будет продолжена выплата компенсации затрат соотечественников на аренду жилья, поддержка доходов многодетных семей и семей с детьми до 1,5 лет, поощрение успешно обучающихся студентов вузов, повышение квалификации переселенцев с целью гарантированного трудоустройства, компенсация затрат на подтверждение иностранных дипломов.
Плановая численность соотечественников на весь период действия программы (с учетом членов семей) – 5170 человек.
Объем финансирования мероприятий за счет средств краевого бюджета – 2500 тыс. рублей. Размер субсидии федерального бюджета на софинансирование реализации мероприятий программы ежегодно утверждается распоряжением Правительства РФ.
 
 
 Информация Администрации Тальменского района по вопросу:  «О результатах работы территориальных уполномоченных органов по реализации программы (на примере работы Администрации Тальменского района с участниками программы)»
 
В целях реализации на территории Тальменского района региональной программы переселения соотечественников принято Постановление главы Администрации района от 27.08.2013 № 1204 «О координационном совете по реализации долгосрочной целевой программы «Оказание содействия добровольному переселению в Алтайский край соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013 -2015 годы», которым утвержден состав и Положение о районном Координационном совете по реализации программы.
В Координационный совет вошли 15 представителей различных структурных подразделений администрации района, миграционной службы и Центра занятости населения.
Также Постановлением главы Администрации района от 31.12.2014 № 1842 утверждён план мероприятий по реализации на территории Тальменского района положений данной программы.
В основном соотечественники переселяются на территорию района из стран Ближнего Зарубежья (Казахстан, Узбекистан, Украина). За период действия программы на территории района зарегистрировано с учетом членов семей  79 человек (40 участников программы и 39 членов их семей).
На основании участия в Государственной программе 38 человек уже получили в упрощенном порядке гражданство Российской Федерации.
Помимо количественных показателей итоги реализации Программы оцениваются и по качественным параметрам.
Центр занятости населения Тальменского района обеспечивает реализацию программы по следующим направлениям:
- содействие занятости участников Государственной программы и членов их семей, в том числе подбор подходящих вакансий, профессиональная ориентация, информирование о положении на рынке труда края, законодательстве о занятости населения, о возможности ведения предпринимательской деятельности и мерах ее государственной поддержки в регионе;
-    обеспечение возможности профессионального обучения за счет средств программы с гарантией трудоустройства;
-    компенсация затрат участников программы на оплату найма жилья.
Информационно-консультационный центр при Администрации района оказывает консультационные услуги по вопросам организации предпринимательской деятельности.
На особом контроле в администрации района стоят вопросы жилищного обустройства переселенцам. В районе сформирован банк данных об организациях и предприятиях, которые могут предоставить переселенцам жильё. Именно в эти организации, в первую очередь, направляются на работу вновь прибывшие в район наши соотечественники.
В связи с тем, что у Администрации района отсутствует муниципальное жилье, для предоставления возможности поиска помещений для временного проживания сформирована база данных об услугах гостиниц.
С целью оказания социальной поддержки в первые месяцы нахождения на территории района, предусмотрена возможность компенсации расходов по найму жилого помещения. За период реализации программы этим правом воспользовались 5 участников программы (на общую сумму 77100 руб.).
Оказание содействия добровольному переселению соотечественников неотделимо от вопросов обеспечения социальной адаптации и интеграции переселенцев в принимающем обществе. Участники программы имеют право на меры социальной поддержки, предусмотренные программой переселения на период первичной адаптации – это выплаты многодетным семьям, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет.
Кроме того, в соответствии с российским законодательством переселенцам предоставляются и иные меры социальной поддержки на общих основаниях, такие как:
ежемесячные денежные выплаты труженикам тыла, гражданам, пострадавшим от политических репрессий;
компенсация расходов  или  субсидия на оплату  жилого помещения и коммунальных услуг и др.
Материальную помощь получили 12 человек по 3 тысячи рублей на члена семьи, 8 семьям были даны разъяснения о порядке предоставления мер социальной поддержки.
Участникам программы бесплатно оказывается первичная медико-санитарная помощь и специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь в неотложной форме при заболеваниях и состояниях, включённая в программу государственных гарантий и бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Проводятся прививки, включенные в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
В КГБУЗ «Тальменская ЦРБ» в 2014 году амбулаторно пролечено 4 человека, в 2015 году - 6 человек, в круглосуточных стационарах в 2015 году пролечено 4 пациента.
Важной частью работы Администрации района по реализации программы является информирование соотечественников о возможностях временного и постоянного жилищного обустройства, условиях выделения земельных участков для индивидуального строительства на территории района. От полноты и актуальности данной информации зависит эффективность процесса адаптации новых жителей края на территории района.