• Управление по труду и занятости населения Алтайского края в микроблоге Твиттер
  • Управление по труду и занятости населения Алтайского края в Фейсбуке
  • Управление по труду и занятости населения Алтайского края в Живом журнале

Заседание межведомственной комиссии по реализации программы (26.03.2014)

Вопрос 1 «Об итогах реализации региональной программы в 2013 году и предоставлении дополнительных гарантий и мер социальной поддержки соотечественникам и членам их семей»

 
 
Информация управления Алтайского края по труду и занятости населения
 
В 2013 году на территории Алтайского края зарегистрированы 1095 соотечественников. Алтайский край внес весомый вклад в работу Сибирского федерального округа по реализации Государственной программы, заняв третье место по числу принятых в прошедшем году переселенцев. Всего в регионы Сибирского федерального округа переехало 8,2 тыс. человек или 22,6 % соотечественников, переселившихся в Россию.
Более 73 % переселенцев, включая членов семей участников программы, находится в трудоспособном возрасте (по России – 71,5 %). Высшее и среднее профессиональное образование имеют 74,3 % от числа участников программы. Почти треть участников (138 чел.) являются студентами вузов и организаций среднего профессионального образования – это приоритетная для края категория переселенцев. В отличие от большинства регионов, реализующих программы переселения, в крае для студентов-соотечественников предусмотрены отдельные меры дополнительной социальной поддержки: частичная компенсация затрат на оплату обучения в вузе, а также поощрительная выплата одаренным студентам в размере повышенной стипендии вуза. В 2013 году такая поддержка оказана 71 студенту.
В течение 2013 года в уполномоченный орган по реализации программы (управление Алтайского края по труду и занятости населения) поступило 1387 заявлений соотечественников об участии в программе. Принято решение о возможности участия в программе 890 кандидатов.
Города Алтайского края выбрали для переселения 80,7 % соотечественников, что соответствует общероссийской тенденции.
Доля участников программы, занятых трудовой, предпринимательской или иной, не запрещенной российским законодательством деятельностью, составила 83,4 % от числа трудоспособных переселенцев (по России – 73,5 %). В целях обеспечения занятости участников программы и членов их семей программой предусмотрена возможность прохождения еще до получения гражданства профессионального обучения по направлению службы занятости с целью гарантированного трудоустройства, компенсация затрат на нострификацию документов об образовании, оказание государственных услуг по содействию занятости.
Край вошел в число регионов, осуществляющих частичную компенсацию затрат переселенцев на оплату наемного жилья. Данную форму поддержки в крае получили 20,7 % соотечественников. Имеют собственное постоянное жилье 17,8 % новых жителей края (по России – 16,7 %).
Услуги в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты оказываются всем переселенцам в полном объеме. Местами в детских садах обеспечены все нуждающиеся участники, дети школьного возраста посещают школу. Программой также предусмотрена поддержка многодетных семей переселенцев и семей с детьми до 1,5 лет.
На предоставление дополнительных гарантий и мер социальной поддержки переселившимся соотечественникам было направлено 4,7 млн. рублей, в том числе средств краевого бюджета – 0,2 млн. рублей, средств федерального бюджета – 4,5 млн. рублей. Упомянутые ранее виды поддержки в полном объеме оказаны всем участникам программы и членам их семей, обратившимся за их получением. Общее число получателей составило 227 человек.
 
 
 
Информация УФМС России по Алтайскому краю
 
В 2013 году в УФМС России по Алтайскому краю поступило 1387 заявлений, из них:
767 от соотечественников, имеющих разрешение на временное проживание или вид на жительство и проживающих в Алтайском крае,
620 от соотечественников, проживающих за рубежом.
По состоянию на 31.12.2013 по 1190 заявлению УФМС России по Алтайскому краю приняты решения:
по 409заявлениям –решения об отказе в выдаче свидетельства участника Государственной программы (280 – по проживающим в крае и 129 – по поступившим из-за рубежа), из них по 9 – за сообщение ложных сведений, по 2 – по учетам ФМС России закрыт въезд, по 1 – в течение одного года два раза привлекался  к административной ответственности, по 1 – имеется решение об административном выдворении, по 396 – по причине несоответствия требованиям региональной программы на основании решения уполномоченного органа (управления Алтайского края по труду и занятости населения);
по 357 – решения рекомендовать  временным группам, представительствам ФМС России за рубежом выдать заявителю свидетельство участника Государственной программы,
по 424 – решения о выдаче свидетельства участника Государственной программы соотечественникам, проживающим на законных основаниях на территории Алтайского края.
В рамках реализации новой редакции региональной программы в УФМС России по Алтайскому краю на учет поставлено 423 участника и 308 членов семьи, всего 731 человек.
В 2013 году с территории Алтайского края выбыло 25 соотечественников, из них 15 участников и 10 членов семей, все участвовали в программе Алтайского края на 2009 - 2012 годы.
Из общего числа выбывших: 17 соотечественников убыли в другие регионы РФ, 3 – в страну проживания, 3 – сняты по причине смерти, 2 – отказались от дальнейшего участия. 13 соотечественников компенсационные выплаты не получали, 10 соотечественников – вернули компенсационные выплаты в полном объеме, 1 из них в судебном порядке.
В октябре 2013 года отделом по работе с соотечественниками, беженцами и вынужденными переселенцами подготовлено и направлено в территориальные подразделения УФМС России по Алтайскому краю указание об усилении качества отбора кандидатов для участия в Государственной программе, о проведении собеседования с соотечественниками, в рамках которых уточнять уровень владения русским языком, профессиональные навыки и иные моменты, имеющие существенной значение для решения вопроса о согласовании их участия в Государственной программе.
 
 
Информация Главного управления  образования и молодежной политики Алтайского края
 
По условиям государственной программы Алтайского края «Оказание содействия добровольному переселению в Алтайский край соотечественников, проживающих за рубежом» на 2013 - 2015 годы Главное управление образования и молодежной политики является исполнителем по мероприятиям, связанным с поощрением одаренных студентов высших учебных заведений, а также компенсацией студентам-участникам Государственной программы расходов по договорам на оказание платных образовательных услуг.
Получателями средств являются участники Государственной программы – студенты очных отделений высших учебных заведений (филиалов), находящихся на территории Алтайского края, успешно обучающиеся в течение двух семестров, проявившие себя в одной из сфер деятельности: учебной, научно-исследовательской, спортивной, общественной, творческой (критерии определялись высшими учебными заведениями самостоятельно).
В 2013 году было перечислено:
по мероприятию  «Поощрение одаренных (талантливых) студентов - участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» – 714 тыс. рублей (поощрительные выплаты получили 14 студентов);
по мероприятию «Полная (частичная) компенсация студентам-участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» расходов по договорам на оказание платных образовательных услуг» – 1 684, 8 тыс. рублей (57 студентов).
 
Информация  Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне
 
Государственной программой «Оказание содействия добровольному переселению в Алтайский край соотечественников, проживающих за рубежом» на 2013 - 2015 годы» предусмотрен ряд мер социальной поддержки иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые являются участниками программы по добровольному переселению.
Главалтайсоцзащита является ответственным исполнителем по оказанию дополнительных мер социальной поддержки семьям - участникам Государственной программы, имеющим детей, а именно:
единовременная денежная выплата для подготовки к школе первоклассника из многодетной семьи в размере 7 500 рублей;
ежегодная денежная выплата для подготовки учащихся 2-11 классов из многодетной семьи в размере 5000 рублей;
ежемесячное пособие по уходу за ребенком в размере 2 500 рублей.
При поступлении информации об участниках Госпрограммы, которым выданы свидетельства участника Госпрограммы, сведения о них Главным управлением в кратчайшие сроки направляются в органы социальной защиты населения.
Специалисты территориальных управлений социальной защиты населения проводят индивидуальную информационно-разъяснительную работу (с выходом на дом) с потенциальными получателями мер социальной поддержки (семьи с детьми). Оказывается помощь по сбору необходимых документов для назначения денежных выплат.
Особое внимание уделяется участникам Госпрограммы, зарегистрированным по адресу, не соответствующему адресу, указанному в направляемой информации. В этом случае сведения незамедлительно сообщаются начальнику территориального управления по месту проживания участников Госпрограммы.
В 2013 году для реализации указанных мер социальной поддержки из средств федерального бюджета (субсидии) в бюджет Алтайского края поступило 87 500 рублей.
Органами социальной защиты населения в прошедшем году предоставлены меры социальной поддержки, предусмотренные указанной Госпрограммой, 3 участникам:
получателю из Центрального района г. Барнаула предоставлена единовременная денежная выплата для подготовки к школе первоклассника в размере 7 500 руб. и ежегодная денежная выплата для подготовки к школе учащихся 2-11 классов в размере 5 000 руб. из многодетных семей, общая сумма составила 12 500 рублей;
двум семьям выплачено ежемесячное пособие по уходу за ребенком в размере 2 500 руб. (одному получателю из Индустриального района г. Барнаула за период с 01.09.2013 по 31.12.2013 в общей сумме 10 000 руб. и одному получателю из г. Рубцовска за период с 01.10.2013 по 31.12.2013 в общей сумме 7 500 рублей).
Общая сумма перечисленных денежных средств за период с 01.08.2013 по 31.12.2013 составила 30 000 рублей.
Размер ежемесячной денежной выплата специалистам, работающим и проживающим в сельской местности, в 2013 году составил 733 рубля.
Кроме того, специалисты управлений социальной защиты населения информируют  участников названной Госпрограммы о социальных услугах, предоставляемых комплексными центрами социального обслуживания населения. В 2013 году комплексными центрами 25 обратившимся гражданам вышеуказанной категории были предоставлены социально-экономические услуги в виде оказания помощи вещами б/у и новой детской обуви, а также социально-правовые и социально-консультативные услуги (оформление медицинского полиса, порядок оказания материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации). 
 
Вопрос 2 «О проведении информационно-разъяснительной работы с населением края и потенциальными участниками программы»
 
Информация управления Алтайского края по труду и занятости населения
 
Управлением Алтайского  края по труду и занятости и управлением Федеральной миграционной службы по Алтайскому краю, осуществляется информационное сопровождение реализации программы:
изданы памятка участнику программы, а также презентационная брошюра об Алтайском крае и условиях региональной программы переселения;
проведено 9 видеопрезентаций программы с представительствами ФМС России за рубежом: Украина (города Киев, Одесса и Харьков), Таджикистан, Латвия, Азербайджан, Киргизия, Узбекистан, Армения;
в рамках совещания по информационному обеспечению Госпрограммы, в ноябре 2013 года в г. Баку (Азербайджан) делегация Алтайского края провела выездную презентацию региональной программы для представителей общественных организаций соотечественников и русскоязычных СМИ из ряда стран Центральной Азии и Южного Кавказа (Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Грузии, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана);
организованы 3 презентационные встречи со студентами крупнейших вузов Алтайского края;
продолжается наполнение информационных порталов для соотечественников за рубежом (портал «Соотечественники», тематические разделы на официальных сайтах управления Алтайского края по труду и занятости населения и УФМС по Алтайскому краю);
осуществляется индивидуальное консультирование соотечественников, обращающихся в уполномоченный орган и УФМС по Алтайскому краю по телефону (проведено порядка 1200 консультаций для соотечественников);
ход реализации программы освещается в электронных и печатных СМИ (опубликовано около 200 материалов с информацией о процессе реализации программы, вносимых в нее изменениях, конкретных живых примерах переселения в край участников программы).
 
Вопрос 3 «О проектах нормативных правовых актов, разработанных в целях реализации Государственной программы»
 
Информация управления Алтайского края по труду и занятости населения
 
С принятием новой редакции Государственной программы по оказанию содействия переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на федеральном уровне разработан пакет нормативных правовых актов, которые направлены на усовершенствование механизмов привлечения соотечественников в Россию.
В настоящее время проходит последнюю стадию согласования законопроект о несении изменений в Федеральный закон «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».
В закон введена норма, которая обеспечивает возможность регистрации по месту жительства участников Госпрограммы и членов их семей, получивших гражданство РФ, по адресам администраций муниципальных образований, выбранных ими для переселения.
17.03.2014 принято Распоряжение Правительства РФ об изменении Правил распределения субсидий из федерального бюджета на реализацию региональных программ переселения.
Новые правила подразумевают выделение субсидии один раз в год. Это позволит обеспечить непрерывность и своевременность оказания мер социальной поддержки прибывающим участникам программы.
Приоритетное право на дополнительное финансирование получают субъекты Федерации, превысившие значения целевых показателей по приему участников Государственной программы.
 
Вопрос 4 «О возможностях инфраструктуры города Барнаула по приему и обустройству участников региональной программы переселения соотечественников»
 
Информация Администрации города Барнаула
 
Барнаул занимает площадь 940 кв. км. Город находится на девятнадцатом месте по численности населения в России (691,1 тысяч человек). Население города ежегодно увеличивается в среднем на 10 тыс. человек.
Систему здравоохранения города образуют 71 амбулаторно-поликлиническое и 33 больничных врачебных учреждения. На базе городских больниц работают 12 краевых специализированных центров и 19 межрайонных отделений.
Система дошкольного образования представлена  161 дошкольным образовательным учреждением и 33 общеобразовательными учреждениями, имеющими группы дошкольного образования.
Система общего образования Барнаула представлена 86 общеобразовательными школами, в том числе 12 лицеями, 12 гимназиями, 6 школами с углубленным изучением предметов, одной кадетской школы. Для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в 9 базовых школах созданы необходимые условия, обеспечивающие обучение данной категории совместно с детьми, не имеющими нарушений в развитии.
В целом ситуация в сфере образования характеризуется как благополучная.
Система высшего профессионального образования представлена 7 государственными, 4 негосударственными ВУЗами и 10 филиалами высших учебных заведений.
В городе функционирует 83 учреждения культуры и искусства, 180 спортивных объектов
На территории города Барнаула осуществляют деятельность 67 предприятий по предоставлению гостиничных услуг (суммарное количество мест – 3968). Стоимость проживания – от 450 рублей за место.
Развивается  строительная  отрасль города. В планах – комплексное освоение 9 новых микрорайонов. Темпы роста строительства ежегодно увеличиваются.
Общественный транспорт города насчитывает 9 трамвайных, 3 троллейбусных, 49 автобусных городских маршрутов, 45 маршрутных такси. Ежедневно в городе работает около 1000 единиц общественного транспорта.
Осуществлен переход к оказанию государственных и муниципальных услуг в электронном виде, что значительно  упрощает доступ к этим услугам, особенно для людей с ограниченными возможностями. Для удобства граждан, не имеющих возможности  получать услуги в электронном виде, функционирует по принципу обращения в одно окно Многофункциональный центр Алтайского края.
 
Информация КГКУ «Центр занятости населения г. Барнаула»
 
Город Барнаул выбирают в качестве территории вселения более 60 % соотечественников. Во многом это связано и с благоприятностью ситуации на рынке труда города. Уровень безработицы по городу составляет 0,3 %, показатель уровня напряженности на рынке труда снизилась до 0,2 незанятых гражданина на одно рабочее место, общее количество вакансий составило около 9000 ед. 
На базе Барнаульского центра занятости функционирует Межрегиональный ресурсный центр, который отвечает за информирование о предусмотренных программой мерах поддержки участников программы и за их предоставление.
Центр также осуществляет мониторинг процесса социальной адаптации переселенцев (жилищное обустройство, трудоустройство участников программы и членов их семей, и т.д.)
Каждый третий соотечественник является студентом высших или средних профессиональных учебных заведений, находящихся в Барнауле. Остальные имеют профессиональное образование и востребованные в городе специальности (экономист, преподаватель, инженер, дизайнер, менеджер-логист и т.п.) либо профессии квалифицированных рабочих: электромонтер по обслуживанию электрооборудования электростанций, стропальщик, водитель и другие.
Участники программы, а также трудоспособные члены их семей, нуждающиеся в содействии трудоустройству (в первую очередь это качается прибывающих из-за рубежа), при обращении в городской центр занятости получают весь перечень услуг в сфере содействия занятости.
За рубежом могут предъявляться отличные от российских квалификационные требования. Это может коснуться любого специалиста – от водителя до врача. С учетом этого в рамках региональной программы, практически сразу по приезду, переселенцы могут пройти повышение квалификации с учетом требований работодателей города.
Все участники программы, зарегистрированные на территории краевого центра, имевшие право на получение мер дополнительной социальной поддержки, были проинформированы о порядке их оказания. По итогам прошедшего года:
93 участника программы получили компенсацию расходов по найму жилья на общую сумму 680,6 тыс. руб.,
троим участникам выплачена компенсация расходов подтверждение документов об образовании,
трое соотечественников направлены на повышение квалификации с гарантией трудоустройства (управляющий ТСЖ, кладовщик, инженер производственно-технического отдела).
В текущем году работа центра занятости с соотечественниками по содействию трудоустройству, предоставлению мер поддержки, а также мониторингу этапов адаптации переселенцев будет продолжена.