• Управление по труду и занятости населения Алтайского края в микроблоге Твиттер
  • Управление по труду и занятости населения Алтайского края в Фейсбуке
  • Управление по труду и занятости населения Алтайского края в Живом журнале

Материалы для проведения Единого информационного дня «Служба занятости – главный партнер работодателей в подборе необходимых кадров» (21.07.2017)
 
Целевая аудитория – органы местного самоуправления, работодатели, зарегистрированные в органах службы занятости, а также незарегистрированные работодатели, граждане.
 
Цель проведения – увеличение охвата работодателей государственными услугами службы занятости, повышение качества взаимодействия с работодателями, уровня их удовлетворенности. Укрепление партнерства службы занятости и работодателей на рынке труда и привлечение новых партнеров. Привлечение работодателей к использованию возможностей электронных сервисов службы занятости, в том числе портала «Работа в России» для подбора необходимых работников.
 
Задачи, решаемые в ходе проведения – повышение уровня информированности работодателей о формах взаимодействия и современных электронных технологиях службы занятости в плане подбора необходимых работников.
 
Формы проведения - маркетинговые визиты, совещания, информационные конференции, дни службы занятости, круглые столы, консультации, беседы, ярмарки вакансий (в том числе межтерриториальные), презентации организаций и др.
 
Необходимые нормативно-правовые документы:
- Трудовой кодекс Российской Федерации;
- Закон Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
- Приказ Минтруда России от 13.11.2012 №524н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников»;
- Постановление Администрации Алтайского края от 04.05.2011 №243 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций, а также проведения экспертизы их проектов»;
- Приказ управления Алтайского края по труду и занятости населения от 03 июля 2013 № 10-01/142 «Об утверждении Административного регламента управления Алтайского края по труду и занятости населения предоставления государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников»;
- Приказ управления Алтайского края по труду и занятости населения от 28.08.2014 № 10-01/145 «Об утверждении Порядка предоставления работодателями информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей в органы службы занятости населения Алтайского края»;
- Постановление Администрации Алтайского края от 24.12.2013 № 684 «О Стратегии развития сферы труда и занятости населения Алтайского края на период до 2025 года»;
- Закон Алтайского края от 21 ноября 2012 № 86-ЗС «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2015 № 885 «Об информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий «Работа в России»;
- Дополнительное соглашение к Региональному соглашению между Алтайским краевым союзом организаций профсоюзов, краевыми объединениями работодателей и Правительством Алтайского края на 2014 – 2016 годы от 18.12.2013(от 27.04.2017 № 39-с);
- Государственная программа Алтайского края «Кадры для экономики» на 2015-2020 годы (утверждена постановлением Администрации Алтайского края от 10.10.2014 № 462);
- Приказ управления Алтайского края по труду и занятости населения от 13.05.2013 № 10-01/96 « Об утверждении порядка выполнения установленной квоты приема на работу инвалидов на территории Алтайского края»;
- Свод правил СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» (утвержден приказом Минрегиона РФ от 27.12.2011 № 605).
 
1. О нормах законодательства о занятости в части взаимодействия с работодателями
 
При проведении ЕИД по взаимодействию с работодателями целесообразно обратить внимание на п. 3 ст. 25 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», а именно об обязанности работодателей по предоставлению информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов (за невыполнение которой предусмотрена административная ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ), а также на п. 6 ст. 25 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в части запрета распространения информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей сведения о каком бы то ни было прямом или косвенном ограничении прав или об установлении прямых или косвенных преимуществ в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами (информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера) (за невыполнение которой предусмотрена административная ответственность по ст. 13.11.1 КоАП РФ).
 
Также необходимо акцентировать внимание на ст. 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181 – ФЗ в части исполнения работодателями обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов (за невыполнение которой предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ).
 
Кроме того, Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ в ст. 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» внесены изменения, предусматривающие, что при исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным или опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.
 
В рамках Дополнительного соглашения к Региональному соглашению между Алтайским краевым союзом организаций профсоюзов, краевыми объединениями работодателей и Правительством Алтайского края на 2014 – 2016 годы от 18.12.2013(от 27.04.2017 № 39-с), согласно п. 2.3.3. Регионального соглашения необходимо еще раз проинформировать работодателей о необходимости предоставления в органы службы занятости населения по месту нахождения работодателя ежемесячно, но не позднее 3-х рабочих дней со дня возникновения вакансии, информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностях, о создании новых рабочих мест с указанием профессии (специальности) необходимых работников.
 
В декабре 2014 года принят федеральный закон, который внёс поправки в Закон о занятости (введена статья 16.2 Информационно-аналитическая система Общероссийская база вакансий «Работа в России»), и впервые была предусмотрена законодательная база для того, чтобы портал «Работа в России» начал действовать в соответствии с законодательством.
 
В соответствии со статьей 16.2 Закона о занятости населения Постановлением Правительства РФ от 25.08.2015 № 885 «Об информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий «Работа в России» утверждены правила формирования, ведения и модернизации информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России».
 
Одним из наиболее значимых положений указанного Постановления стало закрепление для работодателя возможности исполнения обязательства по подаче сведений о вакансиях в службу занятости населения в электронном виде.
 
Таким образом, в настоящее время работодатели могут самостоятельно размещать информацию о вакансиях, не обращаясь в центры занятости населения. Работодатель, ежемесячно размещающий сведения на портале «Работа в России», считается выполняющим требования статьи 25 Закона о занятости населения в части представления органам службы занятости населения информации о вакансиях. Работодатель, зарегистрированный на портале «Работа в России», но не размещающий там сведения о вакансиях, считается проинформировавшим органы службы занятости населения об отсутствии вакансий (пункты 28, 29 «Правил формирования, ведения и модернизации информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России»).
 
Кроме того, пунктом 4 указанного Постановления государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, государственным компаниям и хозяйственным обществам, более 50 процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной и (или) муниципальной собственности, рекомендовано обеспечивать с 1 сентября 2015 г. размещение и поддержание в актуальном состоянии в информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий «Работа в России» информации о свободных рабочих местах и вакантных должностях.
 
2.     Основные направления работы ЦЗН по развитию взаимодействия с работодателями
 
В рамках Стратегии развития сферы труда и занятости населения Алтайского края на период до 2025 года определены цели, задачи, принципы и основные направления создания региональной системы управления трудовым потенциалом, направленной на повышение эффективности использования трудовых ресурсов. Она является основой для формирования в интересах инновационного развития края комплексного подхода к созданию условий для развития эффективного рынка труда, обеспечивающего устойчивый рост качества занятости и уровня жизни населения Алтайского края.
 
Активная политика занятости основывается на принципе тесного сотрудничества центра занятости с работодателями всех форм собственности. Работодатели – главные партнеры службы занятости на рынке труда, от эффективного взаимодействия с которыми, зависит пополнение банка вакансий и трудоустройство граждан.
 
Основной вектор взаимодействия с работодателями – удовлетворение потребностей работодателей в кратчайшие сроки.
 
Единый информационный день проводится в целях повышения эффективности взаимодействия с работодателями (в том числе с использованием возможностей портала «Работа в России»), удовлетворения потребностей работодателей путем предоставления максимально удобной формы подбора необходимых работников и осуществления индивидуального подхода в работе с каждым предприятием.
 
Необходимо акцентировать внимание муниципалитетов и работодателей на взаимодействии с органами службы занятости в целях создания условий для развития эффективного рынка труда, обеспечивающего устойчивый рост качества занятости и уровня жизни населения Алтайского края в рамках утвержденной Стратегии развития сферы труда и занятости населения Алтайского края до 2025 года.
 
Показать представителям муниципалитетов и работодателям привлекательную сторону взаимодействия с органами службы занятости и заинтересовать их в сотрудничестве.
С 01.09.2015 на портале «Работа в России» самостоятельно зарегистрировались 1024 организации (на 30.06.2017) Алтайского края с целью размещения вакансий (исполнения статьи 25 Закона о занятости населения).
 
Учитывая вышеизложенное, важной задачей перед органами местного самоуправления и находящимися в их ведении государственными и муниципальными учреждениями (унитарными предприятиями) является выполнение закрепленных постановлением Правительства РФ № 885 рекомендаций с целью использования возможностей портала «Работа в России» для подбора необходимых работников. Кроме того, органам местного самоуправления необходимо способствовать продвижению данного информационного ресурса (его возможностей) на территории муниципального образования среди работодателей.
 
Каждый центр занятости населения должен в своей территории активно включаться в инвестиционные проекты, предусматривающие возможность решения проблем работодателей, связанных с обеспечением и подготовкой кадров, а также трудоустройства соискателей, из числа безработных и ищущих работу граждан.
 
При этом необходимо использовать сотрудничество в рамках государственной программы Алтайского края «Содействие занятости населения Алтайского края» на 2015-2020 годы. Нужно акцентировать внимание на пользе сотрудничества в рамках этой программы.
 
В рамках информационного обмена центрам занятости населения необходимо продвигать государственную услугу по подбору работодателям необходимых работников, в том числе путем электронного взаимодействия, а также через возможности бесплатного государственного информационного ресурса портала «Работа в России», посредством подачи работодателями вакансий.
 
Как один из способов эффективной реализации государственной программы Алтайского края «Кадры для экономики на 2015-2020 гг.» функционирует интернет-портал «Первые шаги в будущее».
 
Информирование о данном интернет-ресурсе осуществляется для различных категорий: школьников и их родителей, работодателей, педагогов, выпускников профессиональных образовательных учреждений, а также при проведении профориентационных мероприятий, акций, информационных дней, ярмарок вакансий и учебных мест, с целью его дальнейшего наполнения и развития с учетом региональной специфики рынка труда.
 
Важно обратить внимание работодателей на привлекательность подаваемых вакансий. Чем привлекательнее вакансия, тем быстрее произойдет процесс удовлетворенности работодателя в подборе подходящих кандидатур. Подбор может осуществляться не только из числа безработных граждан, но и из числа ищущих, из кандидатов, зарегистрированных в банке ВКР, а также путем анализа данных о гражданах, желающих переселиться из других регионов, в том числе разместивших резюме на Портале «Работа в России».
 
Справочно: На 01.07.2017 в банке ВКР было зарегистрировано более 56302 высококвалифицированных работника. Желающих трудоустроиться в другой местности около 1500 человек.
 
Привлекательность вакансий может заключаться в достойной заработной плате (выше прожиточного минимума, за 1 квартал 2017 года для трудоспособного населения - 9542 рубля), предоставлении дополнительных социальных льгот и гарантий, в том числе для возможного трудоустройства граждан из других территорий.
 
В рамках проведения единого информационного дня при организации совещаний, конференций, круглых столов для обмена положительным опытом целесообразно приглашать работодателей, которые ранее уже участвовали в мероприятиях службы занятости, получили зримый эффект и могут эмоционально и в позитивном ключе рассказать своим коллегам-работодателям о сотрудничестве со службой занятости.
 
3.     Формы взаимодействия ЦЗН с работодателями
 
Привлечению работодателей способствует применение активных форм сотрудничества между предприятиями и службой занятости населения с целью предоставления максимально удобной формы подбора необходимых работников и осуществления индивидуального подхода в работе с каждым предприятием.
 
При обращении работодателя в службу занятости специалист определяет его ожидания и основные приоритеты. После осуществления аналитической оценки качества заявки работодателя и специфики рабочего места (содержание работы, основные обязанности и ответственность, требуемая квалификация, уровень оплаты, социальный пакет и условия труда), специалист центра занятости определяет конкурентоспособность и привлекательность заявленной вакансии.
 
Исходя из полученных результатов оценки, специалист центра занятости выбирает и организует наиболее эффективную форму взаимодействия работодателя и соискателя, при этом возможно одновременное сочетание нескольких форм, если того требует сложившаяся ситуация на рынке труда.
 
Взаимодействуя с работодателями в рамках одной или сразу нескольких форм в организации мероприятий по трудоустройству граждан, центры занятости населения достигают положительных результатов по предоставлению работодателю государственной услуги в подборе необходимых работников.
        
В настоящее время реализуются следующие формы взаимодействия:
- аукцион специалистов;
- выездной отдел кадров;
- гарантированное собеседование;
- день открытых дверей СЗ;
- день службы занятости;
-круглый стол;
- маркетинговые визиты;
- координационные советы;
- профессиональный ринг;
- совещание (информационная конференция) с работодателями;
- экспресс-трудоустройство;
- ярмарка вакансий и учебных рабочих мест;
- межтерриториальная ярмарка вакансий.
 
Справочно: За первое полугодие 2017 года центрами занятости населения организовано более 4000 различных мероприятий в муниципальных районах и городских округах Алтайского края.
 
В 1-ом квартале 2017 года управлением по занятости населения Минтрудсоцзащиты был проведен опрос работодателей с целью определения уровня их удовлетворенности качеством предоставленных государственных услуг.
 
Опрос проводился в 71 территории Алтайского края в формате электронного анкетирования.
В данном исследовании изучалась эффективность различных форм взаимодействия службы занятости с работодателями.
 
По результатам исследованиянаиболее востребованными являются:ярмарка вакансий, маркетинговый визит, гарантированное собеседование и круглый стол.
 
Об использовании электронных ресурсов для получения государственных услуг
 
С июля т.г. в службе занятости внедрен Интерактивный портал по труду и занятости Алтайского края, цель которого – обеспечение возможности электронного взаимодействия сотрудников территориальных подразделений службы занятости края с населением и работодателями.
 
Внедрение портала позволяет решить следующие задачи:
- обеспечить бесплатное и доступное электронное обслуживание по оказанию ряда государственных услуг в сфере занятости;
- уменьшить время обслуживания и повысить качество обслуживания клиентов;
- в ряде случаев исключить личный прием.
 
В настоящее время Интерактивный портал позволяет работодателям через личный кабинет в электронном виде подавать заявление на предоставление государственной услуги по подбору работников, а также сведения об имеющихся вакансиях. В перспективе реализация данного проекта предполагает  для работодателей нашего региона возможность получения государственной услуги (перечень кандидатов на вакансии) в электронном виде.
 
Гражданам, в свою очередь, через Интерактивный портал обеспечена возможность предварительной записи на прием к специалисту службы занятости, а также подачи заявления на предоставление государственной услуги по подбору подходящей работы.
 
Аргументы, которые следует использовать при встрече с работодателями:
1. Государственная услуга подбора работодателям необходимых работников предоставляется бесплатно.
2. Служба занятости – одна из немногих структур, располагающая объективной и достоверной информацией о спросе и предложении на рынке труда.
3. Центр занятости имеет возможность подготовки (переобучения) кадров на конкретные рабочие места за счет средств краевого бюджета в соответствии с требованиями работодателя, в том числе – индивидуально.
4. Центр занятости населения оказывает услугу по качественному и оперативному подбору персонала с использованием банка высококвалифицированных специалистов. Банк высококвалифицированных специалистов включает в себя сведения о гражданах, в том числе работающих, желающих сменить место работы, имеющих успешный опыт в самых разных отраслях экономики, профессиональное образование, обладателях редких профессий и специальностей.
 
Преимущества банка высококвалифицированных специалистов для работодателей:
- возможность избежать финансовых и временных затрат на поиск квалифицированного специалиста;
- при отсутствии у работодателя службы персонала центр занятости населения обеспечит оперативное проведение качественного отбора нескольких (не более 2–3 кандидатов на 1 место) специалистов в соответствии с заявленными требованиями;
- информация о вакансии будет предложена также и работающим в настоящее время и желающим сменить место работы специалистам. Это даст возможность заинтересовать опытного специалиста, осуществляющего профессиональную деятельность по профилю заявленной вами вакансии. Подбор специалистов также может быть проведен из числа работающих в близкой сфере экономической деятельности;
- по запросу могут быть направлены резюме кандидатов для предварительного ознакомления;
- отобранные кандидаты будут приглашены на собеседование в определенное работодателем время и место. По желанию работодателя собеседование также может быть организовано в помещении центра занятости;
- в случае, если отобранные кандидаты проживают в другом населенном пункте, может быть организовано видеособеседование с ним, служба занятости также может компенсировать затраты на переезд к новому месту работы;
- специалисты центра занятости могут сформировать внешний кадровый резерв на рабочие места предприятия, отобрав из банка высококвалифицированных специалистов наиболее подходящих кандидатов, максимально удовлетворяющих предъявляемым квалификационным требованиям;
- при необходимости отобранные претенденты могут получить недостающие профессиональные навыки или повысить квалификацию при содействии службы занятости.
ЦЗН может организовать и профинансировать участие отобранного специалиста из числа обратившихся в целях поиска работы граждан в программах временного трудоустройства. Таким образом, можно «протестировать» специалиста в работе и решить вопрос его дальнейшего постоянного трудоустройства.
 
В случае, если работодатель не хочет принимать на временные работы сотрудников, следует предложить ему, не меняя штатного расписания, выполнить эту работу с помощью клиентов службы занятости из числа безработных граждан, а в это время рационально использовать свой собственный персонал.
 
Предприятиям могут быть предложены следующие специальные программы занятости:
 - организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;
- организация общественных и временных работ;
- организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые.
 
4.  Использование работодателями возможностей портала «Работа в России»
 
Информационно-аналитическая система Общероссийская база вакансий «Работа в России» (далее – «Портал») запущена в промышленную эксплуатацию 03.07.2015 на заседании Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. Доступ к данному Порталу осуществляется по ссылке: http:/trudvsem.ru/.
 
Портал является важным инструментом реализации государственной политики в сфере занятости населения, направленным на стимулирование внутренней трудовой мобильности, сглаживание диспропорций на рынке труда, снижение напряженности на рынке труда трудоизбыточных регионов.
         Отличиями портала являются:
· Бесплатность для пользователя;
· Надежность контрагентов;
· Отсутствие рекламы;
· Поддержка со стороны органов государственной службы занятости населения. Вакансии и работодатели на портале подлежат тщательной проверке.
 
Порядок регистрации на Портале совмещен с регистрацией на портале государственных услуг (https://www.gosuslugi.ru). Это происходит через единую систему электронного правительства. Логин и пароль - едины.
 
Возможности Портала постоянно расширяются. На сегодня функционал Портала позволяет:
- формировать базу резюме и вакансий на основании информации, содержащейся в информационных системах органов службы занятости населения, информации, размещаемой работодателями и соискателями самостоятельно, а также информации из иных источников (частные агентства занятости, коммерческие порталы по поиску и подбору работы);
- работодателям самостоятельно осуществлять поиск сотрудников, создавать управлять своими вакансиями. Авторизовавшись на Портале, работодатель может пригласить кандидата на собеседование. В личном кабинете работодатель может отслеживать отклики на вакансии, приглашать соискателей на собеседование;
- осуществлять подбор работы, в том числе путём подключения сервиса автоматического уведомления о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей;
- оценивать условия жизни и работы в субъектах Российской Федерации на основании статистических показателей, отражающих уровень их социально-экономического развития, контактных данных государственных и муниципальных учреждений сферы здравоохранения, образования, культуры, предложений по аренде жилья, предоставляемых на интерактивной карте страны;
- взаимодействовать работодателям и соискателям, в том числе дистанционно проводить процедуры отбора и собеседования с использованием сети Интернет (skype);
- получать доступ к информации об инвестиционных проектах, о реализации региональных программ в области содействия занятости населения.
 
Особое внимание на Портале уделяется трудоустройству инвалидов. Для этой цели предусмотрен функционал для размещения и поиска вакансий для указанной категории граждан.
 
Кроме того, на Портале пользователи могут самостоятельно размещать резюме, которым могут воспользоваться работодатели напрямую для подбора кандидата на вакансию либо в кадровый резерв. Для граждан, имеющих инвалидность, предусмотрена возможность указания соответствующей категории при заполнении конструктора резюме на информационном ресурсе.
 
Система электронной подачи информации о вакансиях на Портал является более удобной для работодателя, позволяет экономить средства работодателей, которые тратятся на размещение информации о вакансиях на платных Интернет-ресурсах, а также снизить риски привлечения руководителей к административной ответственности.
 
В целях увеличения активных пользователей Портала важной задачей перед центрами занятости населения, государственными (муниципальными) учреждениями, органами местного самоуправления  является продвижение информационного ресурса и его возможностей среди граждан и работодателей.
 
Портал находится в постоянном развитии. В 2016 году информационный ресурс дополнен следующим функционалом:
1) доступна к скачиванию мобильная версия Портала, с возможностью размещения резюме; 
2) для пользователей реализована возможность подачи жалоб на качество вакансий, на модерацию резюме/вакансий, а также функционал по обработке жалоб пользователей. В результате пользователи имеют возможность быть активными участниками наполнения Портала качественными и актуальными сведениями;      
3) пользователям Портала доступен новый модуль, обеспечивающий оценку транспортной доступности вакансии в зависимости от места расположения соискателя. При просмотре информации о вакансии в блоке «Вакансия на карте» появилась возможность построить маршрут от введенного соискателем адреса до предполагаемого места работы. Причем система предлагает сразу два варианта – «на машине» или «общественным транспортом». Варианты сортируются по возрастанию времени пути, и для каждого из них отображена длина пути;
4) создан новый раздел, содержащий сведения о вакансиях, имеющихся в организациях высоко-технологичного комплекса России (ВТК). Соискателям доступно порядка 9 тысяч предложений о трудоустройстве в сфере ВТК;       
5) запущен обновленный раздел, посвященный регионам, являющимся участниками программы повышения мобильности трудовых ресурсов (https://trudvsem.ru/mobility). Благодаря ему пользователям портала стали доступны не только вакансии, по которым государство оказывает финансовую поддержку при переезде, но и в удобной графической форме представлена подробная информация о самой программе и условиях участия в ней, а также о регионах, в которые можно переехать (в программу включено 16 регионов, Алтайский край не является участником программы). Можно узнать среднюю заработную плату по региону и стоимость аренды жилья. На 30.06.2017 соискателям доступны более 986 таких вакансий;
6) доступен специальный раздел для граждан с ограниченными возможностями. В данном разделе представлена информация о существующих социальных услугах для инвалидов и правилах их оформления, а также информация о том, на какую поддержку со стороны государства могут рассчитывать граждане, ухаживающие за инвалидами. Кроме того, пользователям портала стал доступен фильтр «Квотируемое рабочее место», отражающий количество у работодателя свободных квотируемых рабочих мест для инвалидов.   Еще одним нововведением в разделе «Работа для инвалидов» стала возможность указать, в соответствии с какими ограничениями функций жизнедеятельности системе необходимо осуществить подборку предложений по трудоустройству; 
7) запущен новый сервис «Проверь трудовой договор!», благодаря которому появилась возможность оценить соответствие данного документа требованиям законодательства. Данный сервис доступен также на Портале. Перед трудоустройством теперь можно зайти на Портал и проверить проект трудового договора, предлагаемого работодателем. В свою очередь работники, уже заключившие договор, могут использовать данный сервис и проверить, соблюдены ли их трудовые права.
 
В 2017 году планируется к разработке информационный сервис персонифицированного информирования инвалидов о наличии доступных вакансий путем обеспечения интеграции федерального реестра инвалидов с Порталом.
 
В целях продвижения Портала среди граждан и работодателей, оказания поддержки при регистрации и использовании личного кабинета информационного ресурса, на информационном портале Алтайского края по труду и занятости населения (/) создан специальный раздел, в котором размещены презентационные материалы, буклеты, инструкции для пользователей.
 
В целях оказания практической помощи соискателям и работодателям при регистрации и размещении ими информации на портале «Работа в России» специалист ЦЗН рекомендует воспользоваться инструкциями для соискателя и работодателя по использованию личного кабинета на портале «Работа в России» и консультирует граждан и работодателей по вопросам регистрации и размещения резюме/ вакансий на портале.
 
Проект Роструда по развитию Общероссийской базы вакансий «Работа в России» стал лауреатом конкурса «Проект года 2016» в специальной номинации «Лучший социально значимый проект». Конкурс «Проект года» организован официальным сообществом ИТ-директоров Global CIO при поддержке Союза Директоров ИТ России и проводится с 2012 года.
 
Участники голосования отметили важность и своевременность создания такого портала, а также то, что представленный проект Роструда «Работа в России» является один из немногих госпроектов, имеющий именно социальную направленность, представляющий возможность использования его всем гражданам страны, в том числе наименее конкурентоспособным категориям.
 
Для проведения презентации информационного ресурса - портала «Работа в России» для граждан и работодателей прилагается презентационный материал. Данный материал может быть дополнен в ЦЗН информацией о продвижении портала на территории муниципального образования.
 
5. Организация и проведение презентаций работодателей
 
Презентация организации – эта форма взаимодействия тесно привязана к вышеперечисленным формам (ярмарки, собеседование и экспресс – трудоустройство), и является инструментом для более эффективного достижения цели – трудоустройство гражданина и подбор кадров.
 
При проведении презентации организации могут быть использованы информационные буклеты, брошюры, видеоролики, подготовленные органами службы занятости, в том числе совместно с работодателями.
 
Такая форма может быть и самостоятельной формой взаимодействия, но чаще презентация организации используется параллельно с другими формами взаимодействия. Например, в случае затруднения удовлетворения потребности работодателя в работниках из числа соискателей своего района.
 
Наиболее эффективна данная форма и тогда, когда работодатель готов принять работников из других территорий, предоставляя для этого дополнительные льготы по вакансиям (проживание, оплата проезда, оплата жилья и т.д.).
 
В свою очередь граждане, желающие трудоустроиться в другой местности, могут предварительно ознакомиться с межтерриториальными вакансиями через презентацию в ЦЗН по месту проживания.
 
Особенно интересна презентация организаций и предприятий в наглядном варианте, в форме слайдов и видеороликов. 
 
Слайды предприятий (в том числе работодателей, готовых принять на работу граждан из других территорий) должны содержать информацию следующего характера:
- информационная справка о виде деятельности предприятия и его стабильности (чем занимается, что производит, какие оказывает услуги, возможность карьерного роста, система оплаты труда, премия, поощрения, досуг работников  и т.д.), (4-5 слайда);
- перечень вакансий, требуемых предприятию с обязательным указанием заработной платы в разрезе по каждой вакансии, также возможна краткая справка о вакансиях (специфика вакансии, задачи специалистов, критерии успешного выполнения работы и т.д.) (2-3 слайда);
- предоставление льгот, гражданам желающим переехать из других территорий (предоставление жилья, оплата съемного жилья, доставка служебным транспортом, возможные льготные условия в приобретении жилья, действие муниципальных программ по предоставлению жилья и т.д.) (2-3 слайда);
- указываются в первую очередь адрес органа службы занятости, контактный телефон и контактное лицо ЦЗН для взаимодействия с работодателем. Затем место нахождения работодателя (1 слайд).
 
В данном случае соискатель, находясь в ЦЗН, может наглядно ознакомиться с вакансиями работодателей, расположенных как по месту жительства, так и за пределами территории проживания.
 
ЦЗН при взаимодействии с работодателями прорабатывают вопрос формирования презентации организации с учетом вышеуказанных требований, а также используя памятку работодателям для создания эффективных презентаций (прилагается). Ответственные специалисты ЦЗН оказывают содействие работодателям в подготовке презентации, проверяют предоставленные работодателями презентации и при необходимости вносят в них изменения (ориентируясь на главную цель – содействие в подборе работника работодателю и подборе работы соискателю). Готовые (сформированные и проверенные) презентации организаций ЦЗН направляются в отдел содействия трудоустройству и развития форм занятости Минтрудсоцзащиты Алтайского края (далее – отдел), для последующего формирования (актуализации) реестра презентаций и предоставления возможности всем ЦЗН края пользоваться размещенными презентациями на корпоративном сервере. Презентации работодателей выкладываются отделом на корпоративном сервере в папке отдела (Путь: \Управление-отделы\Отдел содействия трудоустройству\Презентации работодателей\ согласно названиям папок по территориям).  
 
Ответственные специалисты ЦЗН отслеживают актуальность презентаций работодателей и своевременно направляют в отдел актуализированные презентации, либо информируют о необходимости исключения из реестра той или иной презентации.
Реестр презентаций работодателей по состоянию на июнь 2017 прилагается.
 
6.  О возможности подбора работников в рамках маятниковой трудовой миграции
 
Расширению перспектив трудоустройства и перераспределению трудовых ресурсов внутри края способствует применение механизма маятниковой трудовой миграции (регулярные поездки населения к месту работы и обратно). Сведения о вакантных рабочих местах работодателей, готовых трудоустраивать как жителей своего муниципального образования, так и соседних территорий в пределах транспортной доступности, размещаются в региональном банке вакансий, обеспечивая возможность подбора необходимых кадров из других муниципальных образований.
 
В ходе проведения процедуры отбора кандидатов на вакансии к работодателям территорий, отличных от места проживания ищущих работу граждан, на базе центров занятости населения организуется видеособеседование.
 
Актуализируется реестр предприятий, осуществляющих прием работников по данному принципу. Сведения о работодателях в разрезе территорий доведены до центров занятости населения для дальнейшего использования в работе в части содействия в трудоустройстве гражданам, особенно проживающим в населенных пунктах, где отсутствуют работодатели (либо не заявлены в достаточном количестве вакансии).
Сведения о вакантных рабочих местах работодателей, согласных трудоустраивать как жителей своего муниципального образования, так и соседних территорий, размещаются в региональном банке вакансий, обеспечивая возможность подбора кадров из других (преимущественно соседних) муниципальных образований.
 
7.  Взаимодействие с работодателями по вопросам занятости инвалидов
 
В целях создания условий для повышения уровня занятости инвалидов формируется краевой банк работодателей, принимающих меры по обеспечению инфраструктурной доступности для трудоустройства инвалидов (на сегодня в банк включено порядка 1,9 тыс. работодателей).
 
Банк формируется на основании опросов работодателей. При проведении опроса необходимо информировать работодателей по вопросам, связанным с трудоустройством инвалидов и обеспечением доступности для инвалидов объектов (помещений, зданий, сооружений) с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности.
 
Создание инфраструктуры, необходимой для беспрепятственного доступа к рабочим местам инвалидов, осуществляется в соответствии со Сводом правил СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Минрегиона РФ от 27.12.2011 № 605.
 
При решении вопроса обеспечения инфраструктурной доступности для инвалидов работодатель может руководствоваться Методическим пособием для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи, разработанным Министерством труда и социальной защиты населения в 2015 году (далее – Методическое пособие).
 
В основу деятельности по обеспечению инфраструктурной доступности положено выделение:
основных структурно-функциональных зон зданий и сооружений, которые подлежат адаптации для инвалидов:
территория, прилегающая к зданию (участок);
вход (входы) в здание;
путь (пути) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации);
зона целевого назначения здания (места приложения труда инвалидов);
санитарно-гигиенические помещения;
система информации и связи на объекте
и основных категорий инвалидов:
с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
передвигающиеся на креслах-колясках;
с нарушениями зрения;
с нарушениями слуха;
с нарушениями умственного развития.
 
С учетом вышеуказанных классификаций в Методическом пособии приведены примеры адаптации каждой зоны для основных категорий инвалидов посредством оборудования (установки) отдельных элементов инфраструктурной доступности: автопарковка для инвалидов, пандус с поручнями, тактильная плитка, яркая контрастная маркировка на прозрачных дверях и ограждениях, световые маяки для контрастного выделения дверного проема, автоматическая система открывания дверей, кнопка вызова помощника, расширенные дверные проемы, адаптированный лифт, поручни в санитарно-гигиенических помещениях, рабочий стол с микролифтом, рабочий телефонный аппарат с большими кнопками для слабовидящих, комплексные системы средств информации и сигнализации об опасности, доступные для всех категорий инвалидов, и др. Указанную информацию следует доносить до работодателей.
 
В целях стимулирования работодателей к созданию рабочих мест для инвалидов Порядком выполнения установленной квоты приема на работу инвалидов на территории Алтайского края (приказ управления Алтайского края по труду и занятости населения от 13.05.2013 № 10-01/96) установлен механизм создания рабочих мест для трудоустройства инвалидов на других предприятиях, организациях, учреждениях по договорам совместной деятельности. Чаще всего партнерами выступают общественные организации инвалидов.
 
Необходимо акцентировать внимание работодателей  на возможность использования указанного механизма.
 
Кроме того, работодателей внебюджетного сектора экономики следует информировать, что  согласно Региональному соглашению о размере минимальной заработной платы в Алтайском крае для работников из числа граждан с инвалидностью,  трудоустроенных по договорам совместной деятельности в общественные организации инвалидов, устанавливается минимальная заработная плата, равная федеральному МРОТ.  
 
Работодателей, у которых работают инвалиды, необходимо нацеливать  о необходимости информировать органы службы занятости об увольнении лиц с инвалидностью (по возможности – заблаговременно, чтобы служба занятости оперативно смогла подобрать работника для замещения рабочего места), подавать вакансии по мере их возникновения, тем самым выполняя требования п. 3 ст. 25 Закона о занятости.