• Управление по труду и занятости населения Алтайского края в микроблоге Твиттер
  • Управление по труду и занятости населения Алтайского края в Фейсбуке
  • Управление по труду и занятости населения Алтайского края в Живом журнале

Информация о развитии социального партнерства в Алтайском крае по итогам 2015 года.
 
Деятельность трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений
Взаимодействие органов государственной власти края, органов местного самоуправления, работодателей и профсоюзов по регулированию социально-трудовых отношений в крае осуществляется в соответствии с законами Алтайского края от 14.06.2007 № 55-ЗС «О социальном партнерстве в Алтайском крае» и от 07.10.2002 № 62-ЗС «О краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».
Одним из приоритетных направлений деятельности в 2015 году являлось формирование эффективных форм взаимодействия между органами власти, работодателями, профсоюзами по решению вопросов в сфере труда и занятости населения в режиме социального партнерства.
В 2015 году краевой трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений рассмотрено 11 актуальных вопросов, инициированных сторонами.
Так, подведены итоги реализации Регионального соглашения между Алтайским краевым объединением организаций профсоюзов, краевыми объединениями работодателей и Администрацией Алтайского края в 2014 году. Рассмотрен ход подготовки летней оздоровительной кампании детей
в 2015 году и меры по совершенствованию системы отдыха и оздоровления детей. Одобрен проект закона Алтайского края «Об установлении коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда на территории Алтайского края, на 2016 год». Подведены итоги ежегодного краевого конкурса «Лучший социально ответственный работодатель года», а также результаты работы по созданию территориальных объединений работодателей в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2002 № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» или филиалов (представительств) региональных объединений работодателей и обеспечению их участия в регулировании социально-трудовых отношений на территориях муниципальных образований.
Продолжена практика проведения выездных заседаний комиссии. На заседании, состоявшемся 24 июня 2015 года на ОАО «Алтай-Кокс» в г. Заринске с участием территорий Заринского управленческого округа, рассмотрены вопросы: «О состоянии социального партнерства и путях повышения его эффективности в муниципальных образованиях Заринского управленческого округа Алтайского края» и «О развитии социального партнерства в сфере малого и среднего бизнеса в Алтайском крае».
Участники заседания ознакомились с опытом отдельных предприятий по решению социально-трудовых вопросов в своих коллективах, а также оценили действенность механизмов социального партнерства на территориальном уровне. Комиссией отмечено, что основными сдерживающими факторами развития социального партнерства являются отсутствие легитимной стороны работодателей и малочисленность профсоюзной стороны.
Также комиссией рассмотрены прогноз социально-экономического развития Алтайского края в 2016 году и основные социально-трудовых аспекты бюджета Алтайского края на 2016 год, результаты мониторинга по исполнению Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
Вопросы бюджетной политики предварительно рассматривались с участием профсоюзов и работодателей в ходе встреч с заместителями Губернатора Алтайского края, председателями профильных комитетов Алтайского краевого Законодательного Собрания, а также в ходе общественных слушаний.
Важным итогом деятельности комиссии в прошедшем году стало принятие трех принципиально важных документов: двух дополнительных соглашений к Региональному соглашению о размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на 2013 – 2015 годы и дополнительного соглашения к Региональному соглашению между Алтайским краевым объединением организаций профсоюзов, краевыми объединениями работодателей и Администрацией Алтайского края на 2014 – 2016 годы.
С учетом поручений Президента Российской Федерации стороны взяли на себя обязательства по участию Алтайского края в чемпионатах профессионального мастерства «Ворлдскиллс», проводимых по международным стандартам.
Кроме того, Администрация края будет оказывать содействие работодателям в реализации их права на объединение и участию объединений работодателей в регулировании социально-трудовых отношений, а также оказанию объединениям соответствующей поддержки и предоставлению преференций со стороны органов власти в порядке, установленном Федеральным законом от 27.11.2002 № 156 «Об объединениях работодателей».
В связи с необходимостью активизации работы по формированию социально ответственного поведения работодателей на рынке труда обязательства социальных партнеров - объединений работодателей и профсоюзов дополнены пунктами, касающимися реализации указа Губернатора Алтайского края от 12.03.2015 № 22 «О повышении социальной ответственности работодателей Алтайского края» и участия в краевом конкурсе «Лучший социально ответственный работодатель года».
Закрепленные в региональных соглашениях обязательства сторон являются основой для внесения соответствующих изменений в территориальные соглашения и коллективные договоры организаций.
В прошедшем году в крае действовало 22 региональных отраслевых, 70 территориальных трехсторонних соглашений. Действие соглашений распространяется на всех работодателей края и позволяет в договорном режиме решать вопросы оплаты труда, улучшения условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи, занятости, переобучения, рабочего времени и времени отдыха, предоставления работникам социальных льгот и гарантий.
При осуществлении уведомительной регистрации все соглашения анализируются на наличие в них условий, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами. Кроме того, определяется преемственность обязательств территориальных соглашений и регионального трехстороннего соглашения, наличие в них рекомендованных управлением индикативных показателей, а также обязательств сторон, необходимых для эффективного регулирования территориального рынка труда муниципального образования.
По итогам 2015 года обязательства в соглашениях актуализированы во всех территориях, ряду территорий выданы рекомендации. Условий, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, не выявлено.
Алтайский край традиционно входил в число субъектов Российской Федерации, занимающих лидирующие позиции по охвату работников коллективными договорами. Однако, начиная с 2014 года, в крае наметилась отрицательная динамика данного показателя. Если в 2013 году он составлял 76,5 % (при плановом показателе, установленном Стратегией развития сферы труда и занятости населения Алтайского края до 2025 года - 75 %), то в 2015 году этот показатель снизился до 64,8 %, в то время как целевой индикатор составляет 77,0 %.
В разрезе территорий: 84,8 % работников охвачено в районах и 54,4 % - в городах.
По итогам 2015 года в регионе действовало 6545 коллективных договоров с охватом 416,2 тыс. работников.
Лидирующие позициипо данному показателю занимают 24 района края, где коллективными договорами охвачено свыше 90 % работающих. Еще 14 районов края превысили среднерайонный показатель.
Особо следует отметить такие территории, как Алейский, Заринский, Красногорский, Крутихинский, Кытмановский, Немецкий национальный, Панкрушихинский, Поспелихинский, Солонешенский, Тальменский, Топчихинский, Усть-Пристанский, Хабарский, Целинный, Шелаболихинский районы, которые выполнили индикативные показатели по итогам прошедшего года, установленные в соглашениях о взаимодействии по обеспечению эффективной занятости населения.
Наиболее низкие показатели зафиксированы в таких районах, как: Смоленский - 44,3%; Волчихинский - 42,7%, а также в г. Барнауле (40,0 %).
Наибольшее количество коллективных договоров традиционно заключено в отрасли образования (охвачено 97,2 % работающих), здравоохранения и предоставления социальных услуг (96,2 %), добычи полезных ископаемых (94,8 %). На достаточно высоком уровне охват работников коллективными договорами в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды (89,6%), в обрабатывающих производствах (88,9%), сельском и лесном хозяйстве (82,7%), на транспорте и в связи (84,6%), в сфере предоставления прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (80,1%).
Сравнительно низкий охват работников коллективными договорами отмечается в организациях, осуществляющих операции с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг (53,3%), в сфере гостиниц и ресторанов (53,7%), оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (52,8%), финансовой деятельности (45,1%).
Основной проблемой является недостаточное взаимодействие сторон социального партнерства на муниципальном уровне по организации коллективно-договорных кампаний.
Развитие договорных отношений в Алтайском крае включает в себя и механизмы частно-государственного партнерства.
Одной из форм социального партнерства в Алтайском крае являются соглашения о совместном содержании объектов социальной сферы, заключаемые на уровне сельских поселений. Сегодня реализуется 1195 соглашения в 653 или в 81,0 % поселениях края. Реализация таких Соглашений – это один из источников поддержки в надлежащем виде объектов социальной сферы на селе.
 
Решение вопросов оплаты труда в режиме социального партнерства
Особый акцент в деятельности сторон социального партнерства в прошедшем году был сделан на погашение задолженности по заработной плате, повышение ее уровня, легализацию трудовых отношений.
В 2015 году проведено 5 заседаний краевой рабочей группы по вопросам выплаты заработной платы и 11 совещаний, посвященных данной проблеме. Рассмотрено положение дел в 11 муниципальных образованиях края и 20 организациях, имеющих долги по заработной плате перед своими работниками. В рамках заседаний обсуждались перспективы развития предприятий и возможность сохранения трудовых коллективов, разрабатывались меры и устанавливались сроки погашения задолженности по заработной плате в каждой организации.
В городах и районах Алтайского края вопросы ликвидации задолженности по заработной плате контролируются постоянно действующими территориальными рабочими группами.
Тесное взаимодействие органов власти, объединений работодателей и профсоюзов, органов надзора и контроля позволило с начала года обеспечить погашение задолженности по заработной плате в более чем 50 организациях на общую сумму порядка 230,0 млн. рублей.
Работа по повышению заработной платы в реальном секторе экономики и ее легализации проводится на системной основе во взаимодействии с социальными партнерами, органами местного самоуправления, организациями и предпринимателями.
В соответствии с Региональным соглашением о размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на 2013 – 2015 годы минимальная заработная плата работников внебюджетной сферы края на 2015 год была установлена в размере 8116 рублей (на уровне величины прожиточного минимума трудоспособного населения, сложившегося в IV квартале 2014 года), что на 36,1 % превышает минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом.
Администрация края осуществляет контроль выполнения региональных соглашений в части вопросов оплаты труда, в том числе с привлечением органов контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства.
За 2015 год в крае проведено более 650 заседаний межведомственных рабочих групп по вопросам повышения заработной платы, на них заслушано порядка 3600 работодателей. По итогам заседаний более 80 % работодателей повысили заработную плату своим работникам. Списки организаций, выплачивающих заработную плату ниже минимального размера оплаты труда, направляются в Государственную инспекцию труда в Алтайском крае и Прокуратуру Алтайского края для принятия мер.
Повышению уровня заработной платы работников организаций бюджетной сферы способствовали меры по реализации указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597, от 01.06.2012 № 761, от 28.12.2012 № 1688.
В результате среднемесячная заработная плата одного работника в крае за 2015 год, по данным Алтайкрайстата, выросла на 3,2 % и составила 20082 рубля, в том числе в декабре 2015 года ее уровень превысил 24,9 тыс. рублей. Во внебюджетном секторе экономики края уровень заработной платы составил 19,5 тыс. рублей, в том числе в организациях сельского хозяйства - 15,3 тыс. рублей (темп роста 109,8 %).
Организована межведомственная работа, направленная на легализацию трудовых отношений.
Ежемесячно на заседаниях краевой рабочей группы по снижению неформальной занятости заслушиваются главы администраций муниципальных образований, в которых наиболее сложная ситуация с погашением задолженности по уплате страховых взносов во внебюджетные фонды. Аналогичные рабочие группы функционируют в муниципальных образованиях края.
Осуществляется широкая информационная кампания по теме «Неформальная занятость». Организовано распространение листовок, размещение информационных материалов на стендах в учреждениях с наибольшей посещаемостью населения. Во всех территориях организована системная работа по информированию населения.
Результатом работы в 2015 году стало заключение трудовых договоров с 35092 работниками, что составляет 83,74 % от доведенного контрольного показателя (41905 человек).
 
Взаимодействие сторон социального партнерства в решении вопросов улучшения условий и охраны труда
На плановой основе функционировала рабочая группа по охране труда и безопасности производства в составе краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В 2015 году проведено 4 заседания, на которых рассмотрено 11 вопросов. Среди них:
организация работ по охране труда и соблюдение работодателями требований трудового законодательства на предприятиях агропромышленного комплекса;
финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
участие муниципальных образований, организаций Алтайского края во Всероссийском конкурсе «Успех и безопасность»;
организация и проведение месячника безопасности труда, приуроченного к Всемирному дню охраны труда;
соблюдение работодателями требований охраны труда при использовании труда женщин;
участие профсоюзов в работе по охране труда и снижению уровней профессиональных рисков в организациях;
работа Алтайского краевого объединения организаций профсоюзов по созданию комиссий (комитетов) по охране труда в организациях торговли, строительства, обеспечение их деятельности;
реализация на территории края Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Внимание к решению вопросов охраны труда на муниципальном уровне способствует совершенствованию работы администраций муниципалитетов по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда. Так, на состоявшемся 29.09.2015 заседании рабочей группы дана оценка эффективности муниципальных систем управления охраной труда в Быстроистокском и Третьяковском районах.
Итоги оценки и рекомендации рабочей группы позволили администрации Третьяковского района в установленные сроки разработать и утвердить муниципальную программу «Улучшение условий и охраны труда в Третьяковском районе на период 2016-2018 годы», провести районный День охраны труда, в рамках которого состоялся семинар с руководителями организаций и специалистами по охране труда по теме « Охрана труда. Специальная оценка условий труда», обеспечить проведение мониторинга состояния условий и охраны труда в организациях, осуществляющих деятельность на территории района.
Также были рассмотрены муниципальные системы управления охраной труда в Крутихинском и Михайловском районах.
Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда в крае в 2015 году осуществлялась в контексте модернизации государственной политики в области охраны труда, в основе которой лежит система управления профессиональными рисками.
В большинстве муниципальных образований края эффективно обеспечивалась реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда на местном уровне.
В 60 муниципальных образованиях обеспечивается межведомственное взаимодействие в области охраны труда посредством работы на постоянной основе межведомственных комиссий по охране труда и безопасности производства либо рабочих групп в составе территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.
Работа, проводимая Администрацией края совместно с органами местного самоуправления по обеспечению системного подхода к управлению охраной труда на всех уровнях, способствовала существенному снижению числа несчастных случаев на производстве с тяжкими последствиями и смертельным исходом.
В 2015 году в Алтайском крае на производстве произошло 110 несчастных случаев, в том числе 6 групповых, в результате которых 87 работников получили тяжелые травмы и 26 – погибли. В числе тяжело травмированных 18 женщин, в числе погибших – 1 женщина. Случаев тяжелого травмирования и гибели несовершеннолетних допущено не было.
В 2015 году Алтайский край принял активное участие в первом Всероссийском конкурсе на лучшую организацию работ в области охраны и условий труда «Успех и безопасность» и внес свою лепту в историю охраны труда.
Город Бийск был признан победителем в номинации «Лучшее муниципальное образование в области охраны труда» с вручением администрации города Золотой медали победителя и присвоением статуса «Лучший орган местного самоуправления в области охраны труда в Российской Федерации».
Алтайский край как субъект Российской Федерации занял почетное
6 место из 85.
От Алтайского края участие в первом конкурсе приняли почти 150 работодателей, в том числе бюджетного сектора экономики. Лучшими из числа организаций реального сектора экономики стали ГУП дорожного хозяйства Алтайского края «Шипуновское ДРСУ», занявшее 15 место в едином федеральном рейтинге, ОАО племенной завод «Бурлинский» - 19 место,
ООО «Яровское» - 25 место. Из числа бюджетных учреждений края лучшим признано управление социальной защиты населения по Новичихинскому району, расположившееся на 66 месте в федеральном рейтинге. Достижением края можно считать и то, что в 100 лучших организаций России по охране труда вошли сразу 20 представителей края.
В 2015 году продолжалось финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также их санаторно-курортного лечения. Государственным учреждением – Алтайским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – «региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации») были приняты положительные решения о выделении ассигнований в отношении 1214 страхователей-работодателей края, что на 14,7 % больше чем годом ранее (2014 год - 1058).
614 страхователей получили возможность приобрести для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, сертифицированные средства индивидуальной защиты на сумму более 41,2 млн. руб.
Кроме этого, с целью профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников, занятых в неблагоприятных условиях труда, 11,6 млн. рублей направлено на санаторно-курортное лечение работников, 20,5 млн. на проведение периодических медицинских осмотров.
На проведение специальной оценки условий труда направлены денежные средства в сумме 19,4 млн. рублей, на обучение по охране труда - 543 тыс. рублей.
Всего на реализацию предупредительных мер выделены ассигнования на общую сумму свыше 94,7 млн. рублей.
Сохраняется положительная динамика в финансировании мероприятий по безопасности труда. По информации муниципалитетов размер затрат на охрану труда в расчете на одного работающего превысил 7,8 тыс. рублей, что на 9,6 % больше показателя 2014 года.
Только на реализацию мероприятий региональной программы по улучшению условий и охраны труда в 2015 году из разных источников финансирования (краевой бюджет, средства Фонда социального страхования Российской Федерации) было направлено более 217,8 млн. рублей.
Одним из ключевых направлений государственной политики в области охраны труда является координация проведения в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций.
В 2015 году в организациях, аккредитованных на обучение работодателей и работников вопросам охраны труда, обучение прошли почти 12 тыс. руководителей и специалистов организаций края, что на 5,5 % выше результата 2014 года.
Особое значение в крае, по-прежнему, придается исследованию условий труда на рабочих местах. С начала 2014 года работа проводится в рамках нового механизма - специальной оценки условий труда.
В 2015 году специальная оценка условий труда проводилась более чем в 2,3 тыс. организаций края, при этом обследовано свыше 77,6 тыс. рабочих мест, на которых занято более 103 тыс. работающих. Отметим, что в начале 2015 года была поставлена задача – обеспечить проведение специальной оценки условий труда не менее чем на 70 тыс. рабочих мест. По итогам года поставленная задача перевыполнена, в том числе и за счет правильно выстроенной работы в рамках государственного управления охраной труда.
По данным организаций, проводящих специальную оценку условий труда, к исполнению федерального законодательства приступили во всех городских округах и муниципальных районах края.
В целях профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, повышения ответственности работодателей по улучшению условий и охраны труда работников, а также правовой и социальной защищенности работников ежегодно в Алтайском крае в апреле проводятся мероприятия, посвященные Всемирному дню охраны труда (28 апреля). В текущем году месячник безопасности труда проходил под лозунгом «Вместе повысим культуру профилактики охраны труда».
17 марта 2015 года утвержден Перечень мероприятий, приуроченных к Всемирному дню охраны труда. В него включены наиболее значимые мероприятия, которые запланировали реализовать органы исполнительной власти Алтайского края, органы местного самоуправления, профсоюзные организации.
Месячник безопасности труда дал дополнительный импульс по активизации работы в области охраны труда, созданию безопасных условий труда на предприятиях и в организациях Алтайского края, повышению правовой и социальной защищенности работников.
 
Формирование сторон социального партнерства
В прошедшем году продолжена работа по формированию легитимных сторон социального партнерства регионального и территориального уровней с учетом обязательств, установленных в региональном трехстороннем соглашении.
Созданы и зарегистрированы в установленном порядке:
в 30 территориях - Союзы, Ассоциации, Объединения работодателей, (Алейский, Бийский, Благовещенский, Бурлинский, Быстроистокский, Ельцовский, Зональный, Калманский, Ключевский, Курьинский, Михайловский, Новичихинский, Первомайский, Поспелихинский, Ребрихинский, Романовский, Рубцовский, Смоленский, Советский, Тогульский, Топчихинский, Третьяковский, Усть-Калманский, Усть-Пристанский, Целинный, Шелаболихинский, Шипуновский районы, города Алейск, Белокуриха и Яровое);
в 5 городах - филиалы объединения работодателей Алтайского края «Союз промышленников» (Барнаул, Бийск, Заринск, Новоалтайск, Рубцовск);
в ЗАТО Сибирский - Алтайское краевое отраслевое объединение работодателей «Союз жилищно-коммунальных организаций».
Таким образом, только в 36 муниципальных образованиях (51 %) социальное партнерство легитимно.
По состоянию на 31.12.2014 объединения работодателей, созданные в соответствии с Федеральным законом «Об объединениях работодателей», либо представительства региональных объединений работодателей Алтайского края «Союз промышленников» и «Союз жилищно-коммунальных организаций» функционировали в 24 из 70 муниципальных образований края. В остальных территориях проведены необходимые организационные мероприятия по созданию территориальных объединений работодателей и обеспечению их участия в регулировании социально-трудовых отношений.
Оказывается содействие повышению роли профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений в регионе.
В соответствии с постановлением Администрации края от 19.04.2011 № 196 «О дополнительных мерах по повышению эффективности социального партнерства в Алтайском крае» все нормативные правовые акты, затрагивающие вопросы регулирования социально-трудовых отношений, а также решения о предоставлении работодателям мер государственной и муниципальной поддержки принимаются с учетом мнения крайсовпрофа, координационных советов председателей профсоюзных организаций (районных объединений профсоюзов).
Представители координационных советов председателей профсоюзных организаций, отраслевых объединений профсоюзов входят в составы территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, рабочих групп (межведомственных комиссий) по охране труда и безопасности производства, по вопросам выплаты заработной платы, координационных комитетов содействия занятости, общественных советов при администрациях городов и районов края и иных коллегиальных органах. Обязательства по участию профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений закрепляются в территориальных трехсторонних соглашениях.
Продолжена работа по формированию института социально ответственных работодателей.
За 2015 год в Главное управление Алтайского края по труду и социальной защите с целью присвоения статуса «Социально ответственный работодатель Алтайского края», а также отнесения к категории социально ориентированный работодатель, в том числе на подтверждение уже имеющегося статуса, поступили декларации от 91 работодателя (реестр социально ответственных и социально ориентированных работодателей Алтайского края представлен 374 работодателями).
Организуется работа по стимулированию работодателей в сфере малого и среднего бизнеса к социально ответственному поведению. В нормативных правовых актах, регламентирующих предоставление государственной поддержки в виде субсидий по договорам лизинга, возмещения части банковской процентной ставки, затрат на приобретение оборудования, одним из критериев оценки заявок субъектов предпринимательства при проведения конкурсных отборов для предоставления государственной поддержки является социальный потенциал предприятия.
В критерии включены: численность наемных работников, в том числе инвалидов и молодежи, создание новых рабочих мест, средний уровень заработной платы, предоставление работникам в полном объеме не только выплат, гарантированных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, но и дополнительных льгот по обеспечению медицинским страхованием, беспроцентными займами, путевками в санатории и базы отдыха, обедами, оплатой курсов повышения квалификации и др.
В целях выявления работодателей, эффективно решающих социальные задачи, изучения и распространения положительного опыта решения социальных вопросов проведен краевой конкурс «Лучший социально ответственный работодатель года», являющийся региональным этапом всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности».
В 2015 году в Главное управление поступило 76 заявок от 49 организаций из 23 территории края, в том числе от 27 организаций бюджетной сферы и 22 предприятий реального сектора экономики.
Распоряжением Губернатора Алтайского края от 15.01.2016 № 1-рг утверждено 32 победителя и призера конкурса, в том числе 20 организаций реального сектора экономики и 12 социально ориентированных некоммерческих организаций. Победители и призеры награждены дипломами Губернатора Алтайского края и памятными подарками.
Среди лидеров - организации, впервые задекларировавшие свою деятельность в социально-трудовой сфере: ООО «Бочкаревский пивоваренный завод» (Целинный район), ставшее обладателем Гран-При конкурса, ООО «АгроСиб-Раздолье» (г. Барнаул), ЗАО «Алтайский бройлер» (г. Бийск), ООО «Агрофирма «Черемновская» (Павловский район), ОАО «Промышленный» (Бийский район), ОАО «Сибирь-Полиметаллы» (Рубцовский район), ОАО «Барнаульский пивоваренный завод» (г. Барнаул), КГБУЗ «Краевая клиническая больница» (г. Барнаул), КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства» (г. Барнаул).
В целях возрождения и развития традиций наставничества, привлечения молодежи в сферу производства в крае второй год проходит конкурс «Лучший шеф-наставник». За 2 года в конкурсе приняли участие 72 человека, в т.ч. в 2015 году 33 человека из 21 организации.
Шесть победителей конкурса награждены дипломами Губернатора Алтайского края и денежным поощрением в размере 30 тыс. рублей. Три шефа-наставника в возрасте до 30 лет отмечены Благодарностью Губернатора Алтайского края.
Повышению престижа рабочих профессий, росту квалификации и конкурентоспособности кадров способствует также ежегодный краевой конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии», являющийся региональным этапом Всероссийского конкурса.
В 2015 году краевой конкурс «Лучший по профессии» проведен по шести номинациям: «Лучшая горничная», «Лучшая швея», «Лучший обвальщик мяса», «Лучший пекарь», «Лучший мастер-сыродел», «Лучший штукатур». Участие приняли 66 человек. Восемнадцать победителей и призеров награждены дипломами Губернатора Алтайского края и денежным поощрением в размере: 50 тыс. рублей  за 1 место, 40 тыс. рублей за 2 место и  30 тыс. рублей за 3 место.
Победитель регионального этапа конкурса Ф.Б. Пономарева
(ООО «Швейная фабрика «Авангард», г. Барнаул) приняла участие в федеральном этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии» в г. Сочи, заняв 12 место среди 17 участников – субъектов Российской Федерации.
Торжественное награждение победителей и призеров конкурсов «Лучший по профессии» и «Лучший шеф-наставник» состоялось 12 ноября т.г. в концертном зале «Сибирь».
Тесное сотрудничество органов власти, профсоюзов и бизнеса в рамках социального партнерства позволяет уже многие годы поддерживать социальную стабильность в трудовых коллективах и оперативно реагировать на эпизодические случаи социальной напряженности в отдельно взятых организациях.