• Управление по труду и занятости населения Алтайского края в микроблоге Твиттер
  • Управление по труду и занятости населения Алтайского края в Фейсбуке
  • Управление по труду и занятости населения Алтайского края в Живом журнале

Итоги года
Из выступления Комлевой Е.Г., начальника отдела развития социального партнерства и трудовой миграции управления по труду Главтрудсоцзащиты на семинаре с представителями органов по труду муниципальных образований и городских округов (25.02.2016)

слайды к выступлению

В 2017 году отмечается 25-летний юбилей системы социального партнерства в Алтайском крае.

За прошедшие годы в регионе сформирован действенный механизм, позволяющий сторонам договариваться по всем без исключения направлениям регулирования социально-трудовых отношений.
 
Создана необходимая законодательная база и инфраструктура социального партнерства: трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, рабочие группы, заключаются и реализуются соглашения и коллективные договоры.
 
Алгоритм совместных действий органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления, работодателей и профсоюзов закреплен вСтратегии развития сферы труда и занятости населения Алтайского края на период до 2025 года.
 
Отдельные направления совместной работы.
1. Стороны социального партнерства.
Учитывая, что значительная часть действующего трудового законодательства переводит решение многих вопросов в рамки договорных отношений,актуальна задача увеличения числа участников социального диалога на всех его уровнях.
Распространить обязательность исполнения тех или иных договоренностей на неограниченное число участников рынка труда возможно только при условии принятия этих решений легитимными (законными) представителями работников и работодателей. Т.е. отвечающих требованиям Федеральных законов от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и от 27.11.2002 № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей».
Иных законных форм представительства работников и работодателей в социальном партнерстве нет.
 
Если с представителями работников в подавляющем большинстве территорий края ситуация стабильная, созданы официальные представительства Алтайского крайсовпрофа  в лице координационных советов  организаций профсоюзов, то с представительством работодателей ситуация неоднозначная, несмотря на значительный прорыв в этом направлении за последние 2-3 года.
 
Так, на сегодняшний день созданы и зарегистрированы в установленном порядке:
в 30 территориях - Союзы, Ассоциации, Объединения работодателей, (Алейский, Бийский, Благовещенский, Бурлинский, Быстроистокский, Ельцовский, Зональный, Калманский, Ключевский, Курьинский, Михайловский, Новичихинский, Первомайский, Поспелихинский, Ребрихинский, Романовский, Рубцовский, Смоленский, Советский, Тогульский, Топчихинский, Третьяковский, Усть-Калманский, Усть-Пристанский, Целинный, Шелаболихинский, Шипуновский районы, города Алейск, Белокуриха и Яровое);
в 5 городах - действуют филиалы объединения работодателей Алтайского края «Союз промышленников» (Барнаул, Бийск, Заринск, Новоалтайск, Рубцовск);
в ЗАТО Сибирский - Алтайское краевое отраслевое объединение работодателей «Союз жилищно-коммунальных организаций».
 
Таким образом, только в 36 муниципальных образованиях (51 %) социальное партнерство легитимно.
 
Подчеркну, что ст. 12 закона «О социальном партнерстве в Алтайском крае» сторонами территориального соглашения выступают территориальные профсоюзные органы, территориальные или территориальные отраслевые объединения работодателей.
Таким образом, в остальных территориях, где объединения работодателей не созданы, решение вопросов социально-трудовой сферы - это всего лишь переговоры отдельных работодателей с администрацией муниципалитета и координационным советом профсоюзов. Подписывая соглашения, такие работодатели не представляют интересов большинства работодателей муниципалитета, и по сути подписанные ими документы также нелигитимны.
 
Поэтому задача органов власти - перевести эти переговоры в правовую плоскость. Не случайно пунктом 2 статьи 2 закона «Об объединениях работодателей» установлена обязанность государства, т.е. органов власти, содействовать реализации права работодателей на объединение. Кроме того, власть обязана создавать условия, стимулирующие вступление работодателей в объединения работодателей.
 
Для территорий, где объединения работодателей до сих пор не созданы, задача, думаю, понятна. Обращаю внимание, что данную работу надо завершить до 01.04.2016 года, как это предусмотрено Региональным соглашением. Формы могут быть различными: это может быть как самостоятельное территориальное объединение, так и филиал или представительство уже действующего регионального объединения работодателей. Например, последнее представительство создано в г. Заринске на базе ОАО «Алтай-Кокс». Это представительство Союза промышленников Регионального объединения работодателей Алтайского края.
 
2. Деятельность трехсторонних комиссий и заключение трехсторонних соглашений.
Соглашения в территориях заключаются, но как, в какие сроки и с каким набором обязательств?
 
В соответствии со статьей 47 Трудового кодекса Российской Федерации и ст. 12 закона Алтайского края «О социальном партнерстве в Алтайском крае» территориальные соглашения должны заключаться по общему правилу до внесения проекта местного бюджета в представительный орган местного самоуправления, т.е. максимум в декабре.
Фактически данную норму закона в т.г. выполнили только в городах Барнауле, Белокуриха и Ребрихинском районе.
 
Что мы имеем на сегодня.
Не заключены соглашения в Благовещенском, Завьяловском, Змеиногорском, Табунском, Угловском и Чарышском районах (срок действия прежних соглашений истек).
Не актуализированы индикативные показатели, не скорректированы обязательства с учетом дополнительного соглашения к региональному трехстороннему соглашению на 2014-2016 годы от 17.12.2015 года в 20 территориях (Алейский, Волчихинский, Ельцовский, Краснощековский, Мамонтовский, Новичихинский, Павловский, Родинский, Рубцовский, Солонешенский, Солтонский, Суетский, Тальменский, Троицкий, Хабарский районы, города Бийск, Заринск, Новоалтайск, Рубцовск, Яровое).
 
О порядке актуализации индикаторов и внесению иных обязательств в соглашения уже неоднократно говорилось на различного рода совещаниях, в рекомендательных письмах. Ежедневно даются консультации на этот счет по телефону.
 
Надо понять самое важное: территориальное трехстороннее соглашение - это результат или показатель эффективности работы социальных партнеров и задел по достижению основных параметров социально-экономического развития муниципалитета. Просьба к представителям вышеназванных территорий - завершить работу по принятию соглашений и актуализации обязательств в кратчайшие сроки, учитывая, что это ляжет в основу рейтинга социальной эффективности муниципальных образований.
 
3.    Присоединение работодателей к соглашениям.
Это своего рода «финиш» всей работы по заключению трехсторонних соглашений и «старт» для их успешной реализации всеми участниками рынка труда территории.
Но если на «финише» собираются все территории, то успешный старт обеспечен только тем 36 территориям, которые я называла в начале выступления, т.е. тем, где созданы легитимные стороны социального партнерства.
 
Т.е. та колоссальная работа, проведенная в территориях, где нет объединений работодателей, сделана исключительно в интересах тех 3-5 работодателей которые подписали эти соглашения, в остальных же - для всего населения территории. Вот и масштабность, и эффективность, и результативность затраченных средств и усилий.
Коротко о порядке присоединения.
 
Во всех территориях в 2010 году приняты муниципальные нормативные правовые акты, регламентирующие процедуру опубликования территориальных соглашений и присоединения работодателей к ним.
1. после заключения территориального трехстороннего соглашения, территориального отраслевого соглашения они подлежат опубликованию в официальной районной (городской) газете;
2. после опубликования соглашения в той же газете публикуется предложение работодателям, осуществляющим деятельность на территории соответствующего муниципального образования и не участвовавшим в заключении этого соглашения о присоединении к нему;
3. в течении 30 дней с момента опубликования данного предложения работодатели могут направить мотивированный письменный отказ от присоединения к нему вместе с протоколом консультаций с профсоюзом в отдел по труду;
4. полученные отказы рассматриваются на заседании территориальной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (рабочих группах, с участием членов трехсторонней комиссии) и приглашением данных работодателей на эти заседания.
В результате консультаций - мотивированных отказов, как правило, не остается.
 
4.    Коллективные договоры.
Это еще одно архиважное направление работы, характеризующее социальную эффективность муниципальных образований и региона в целом.
 
Следует отметить, что Алтайский край традиционно входил в число субъектов Российской Федерации, занимающих лидирующие позиции в данном направлении. Однако, начиная с 2014 года, в крае наметилась тенденция к снижению охвата работников коллективными договорами. Если в 2013 году он составлял 76,5 % (при плане 75 %), и мы таким образом выполняли целевой индикатор, установленный Стратегией развития сферы труда и занятости населения Алтайского края до 2025 года, то  в 2015 году этот показатель снизился до 64,8 %, в то время как целевой индикатор составляет 77,0 %.  На 2016 год целевой индикатор еще выше – 78%.
 
В абсолютных цифрах: по итогам 2015 года в организациях края действовало более 6500 коллективных договоров, с охватом 416236 работников (ранее охвачено было более 500 тысяч человек).
 
В разрезе город – село: 84,8 % работников охвачено - в районах и 54,4 % - в городах.
Лидирующие позиции по данному показателю занимает 24 района края, где коллективными договорами охвачено свыше 90 % работающих(Солонешенский - 100%; Алейский - 99,1%; Кытмановский - 99%; Поспелихинский - 98,3%; Усть-Калманский - 98,2%; Заринский - 97,7%; Панкрушихинский - 96,2%;Первомайский - 95,3%; Усть-Пристанский - 97%;Хабарский – 96,1%, Зональный - 93,8%; Тальменский - 95%; Шипуновский - 93,7%; Красногорский - 95,6%; Топчихинский - 93,6%; Целинный - 92,0 %, Табунский - 91,3%; Бурлинский - 91,1%; Крутихинский - 91%; Каменский - 90,3%; Немецкий национальный - 90,2%; Ребрихинский - 90,1%; Рубцовский - 90%, Шелаболихинский 90,1%).
 
Еще 14 районов края превысили среднерайонный показатель (Ельцовский район - 89,8%; Благовещенский район - 89,2%; Третьяковский район - 89,0%; Баевский район - 88,1%; Курьинский район - 88,0%; Тюменцевский район - 87,9%; Новичихинский район - 87,7%; Троицкий район - 87,7%; Кулундинский район - 86,4%; Рубцовский район - 86,1%; Родинский район - 86,1%; Быстроистокский район - 85,8%; Егорьевский район - 85,2%; Бийский район - 85,0%).
 
Особо хочется отметить такие территории, как Алейский, Заринский, Красногорский, Крутихинский, Кытмановский, Немецкий национальный, Панкрушихинский, Поспелихинский, Солонешенский, Тальменский, Топчихинский, Усть-Пристанский, Хабарский, Целинный, Шелаболихинский районы, которые выполнили индикативные показатели по итогам прошедшего года, установленные в соглашениях о взаимодействии по обеспечению эффективной занятости населения.
 
Наиболее низкие показатели зафиксированы в таких районах, как: Смоленский - 44,3%; Волчихинский - 42,7%, а также в г. Барнауле (37,7 -40,1%).
 
Основной проблемой является недостаточное взаимодействие сторон социального партнерства на муниципальном уровне по организации коллективно-договорных кампаний, а также недостаточное взаимодействие органов по труду и ЦЗН. В связи с чем в декабре 2015 года мы просили организовать работу по заключению коллективных договоров в организациях и прописывали алгоритм действий. Результаты проведенной работы просили отразить в информации по итогам работы за год.
 
Что мы имеем на сегоднящний день? О проведенной работе нас проинформировали 19 территорий края. Это Баевский, Егорьевский, Завьяловский, Заринский, Змеиногорский, Ключевский, Косихинский, Красногорский, Немецкий национальный, Панкрушихинский, Ребрихинский, Третьяковский, Тюменцевский, Шипуновский районы. Города: Белокуриха, Бийск, Заринск, Новоалтайск, Славгород. В этих территориях вопросы организации колдоговорной кампании рассмотрены на заседаниях территориальных трехсторонних комиссий.
 
Заслуживает внимания практика Ребрихинского района, где главой администрации утверждается график проведения отчетных собраний по заключению и выполнению коллективных договоров. Собрания проходят с участием представителей комитетов и отделов администрации района.
 
График заключения коллективных договоров на 2016 год составлен также в Панкрушихинском районе с участием работодателей и профсоюзов.
 
В Егорьевском районе - специалист отдела по экономике и труду администрации района регулярно принимает участие в общих собраниях (конференциях) работников организаций муниципального образования по принятию коллективных договоров и отчету об их исполнении; во взаимодействии с КГКУ ЦЗН Егорьевского района осуществляет контроль за выполнением условий коллективных договоров.
 
В г. Бийске руководителям более 70 организаций города (средних и малых) направлены персональные письма за подписью координатора трехсторонней комиссии с предложением инициировать создание профсоюзных организаций и заключить коллективные договоры.
 
В Косихинском районе в трудовой договор с руководителями муниципальных предприятий и учреждений внесено обязательство по  созданию представительного органа работников и заключению коллективного договора.
 
В Змеиногорском районе в ходе сверки колдоговоров с ЦЗН обнаружилось, что в реестре ЦЗН имеются КД юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, прекративших свою деятельность, сменивших организационно-правовую форму,  имелось большое количество дублирующихся КД и соглашений к ним. Численность работников, охваченных КД, в реестре соответствовала численности, указанной организациями при уведомительной регистрации и впоследствии не актуализировалась. В результате из 161 КД, указанных в реестре ЦЗН по состоянию на 31.12.2015, действующими оказались только 72. И в настоящее время отделом ведется работа с организациями по заключению КД.
 
Вместе с тем органы по труду отдельных территорий в пояснительных записках к отчету отражают мало сведений о развитии социального партнерства и коллективно-договорной работе. Одиннадцать территорий края вообще не предоставляет пояснительных записок к отчету, ряд территорий направляют нам отдельные таблицы задолго после срока, с непроверенными данными. Своевременно не предоставляютквартальные отчеты по коллективным договорам Краснощековский, Чарышский районы.
 
В связи с этим подчеркну, что главное в отчетности – это актуальность, достоверность и своевременность. Она необходима, прежде всего, вам, т.к. позволяет оценить ситуацию в сфере труда и своевременно принять правильное управленческое решение.
 
Рекомендации здесь такие:
необходимо составить персонифицированный реестр работодателей, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования, в т.ч. экстерриториальных;
отразить в нем основные данные по всем направлениям развития социального партнерства.
Это, в первую очередь, необходимо для общего владения ситуацией в сфере труда муниципального образования, а во – вторых, для подготовки достоверной отчетности, направляемой в управление.
 
Отчетность предоставляется в управление ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом, и включает в себя:
 
1. Сведения о ходе заключения коллективных договоров в территории. (Это таблица, в которой содержатся сведения обо ВСЕХ РАБОТОДАТЕЛЯХ муниципального образования, а не только тех, которые охвачены статистическим наблюдением). Следует иметь в виду, что ежеквартальная отчетная форма в формате Exel обновлена и отражает отчетные показатели в процентном отношении, также для проверки отчета форма содержит контроль ошибок при заполнении. Рекомендуется использовать последнюю редакцию отчетной формы.
 
2. Подробная пояснительная записка о состоянии и развитии социального партнерства в территории, фактически это отчет о выполнении территориального трехстороннего соглашения, поскольку в нем устанавливаются основные направления работы социальных партнеров.
 
5. Еще одно важное направление нашей совместной работы – формирование социально ответственного поведения работодателей на рынке труда.
 
Хочу обратить ваше внимание на то, что в 2015 году обновлена региональная нормативная правовая база, регламентирующая эту работу в крае:принят указ Губернатора Алтайского края от 12.03.2015 № 22 «О повышении социальной ответственности работодателей Алтайского края» (в своих информациях вы ссылаетесь на устаревший документ - постановление АК № 181).
 
Критерии социально ответственного поведения работодателей дополнены показателями, отражающими охват работников периодическими медицинскими осмотрами, организацию питания, предоставление возможности регулярно заниматься физической культурой и спортом.Кроме того, органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов предоставлено право направлять ходатайство в орган исполнительной власти Алтайского края, уполномоченный в сфере труда и занятости населения, о включении таких работодателей в реестр социально ответственных и социально ориентированных работодателей Алтайского края.
 
В 2015 году на социальную экспертизу в Главтрудсоцзащиту поступило 89 деклараций от работодателей края из 36 территорий, при этом 74 организации внесены в реестр социально ответственных и социально ориентированных работодателей Алтайского края.
 
Статус «Социально ответственный работодатель Алтайского края» указами Губернатора присвоен 13 работодателям реального сектора экономики (ООО «Вишневское» (Рубцовский район), ООО «Перспектива» (Солтонский район), ООО «Росагро-Восточный» (Усть-Калманский район), ОАО «Барнаульская ТЭЦ-3» (г. Барнаул), ООО «АгроСиб-Раздолье» (г. Барнаул), ООО «Старатель» (Шелаболихинский район), ЗАО «Завьяловский райтоп», ООО «Агрофирма «Черемновская» (Павловский район), ЗАО «Алейскзернопродукт» имени С.Н. Старовойтова (г. Алейск), ЗАО «Алтайский бройлер» (г. Бийск), ОАО «Индустриальный», ОАО «Кучуксульфат» (Благовещенский район) и ООО «Горизонт» (Михайловский район)).
 
Также приказами Главтрудсоцзащиты 11 предприятий реального сектора экономики отнесены к категории «социально ориентированный работодатель» (СПК «Колхоз им. Ленина» (Бийский район), ООО КХ «Урожай» (Солтонский район), ООО «Леспромэкспорт» (г. Бийск), ОАО «Авиационное предприятие «Алтай» (г. Барнаул), ОАО «Алтайский приборостроительный завод «Ротор» (г. Барнаул), ОАО «Барнаульский пивоваренный завод» (г. Барнаул), ОАО «Промышленный» (Бийский район), ОАО «Сибирь-Полиметаллы» (Рубцовский район), ООО «Бочкаревский пивоваренный завод» (Целинный район), ООО «Приобье» (Шелаболихинский район) и СПК «Быковский» (Шипуновский район)).
 
50 социально ориентированных некоммерческих организаций признаны прошедшими добровольную сертификацию соответствия требованиям законодательствав области социально-трудовых отношений.
 
На сегодняшний день в реестре состоит 374 работодателя. Однако следует отметить, что у 89 из них истек срок действия соответствующего статуса. По этой причине в 8 территориях края сегодня нет ни одного социально ответственного работодателя. Это Быстроистокский, Каменский, Крутихинский, Локтевский, Немецкий национальный, Петропавловский, Советский, Угловский районы.
 
Неоходимо обратиться к реестру (размещен на сайте), найти там своих работодателей и организовать подачу ими деклараций. Если работодатели по каким либо критериям не подходят, организовать работу по достижению ими критериев социальной ответственности. Рекомендуем проанализировать показатели деятельности других работодателей, особенно внебюджетного сектора экономики (как градообразующих, так и малого, и среднего бизнеса) с целью подачи ими деклараций.
 
Важно убедить работодателей задекларировать свою деятельность в социально-трудовой сфере. Заполнение декларации - это своего родаформа самоконтроля работодателем соблюдения требований действующего законодательства. Она позволяет принять предупредительные меры, в случае несоответствия каким-либо критериям, не дожидаясь прихода контрольно-надзорных органов. Кроме того, для социально ответственных и социально ориентированных работодателей в приоритетном порядке предоставляются меры государственной и муниципальной поддержки. Также наше управление вносит предложения в Гострудинспекцию о невключении таких работодателей в ежегодный план проверок. И такие обращения, как правило, учитываются.
 
Органы местного самоуправления, со своей стороны, должны актуализировать муниципальные нормативные правовые акты, предусматривающих меры поддержки социально ответственных и социально ориентированных работодателей.
Учитывая пожелания работодателей о сокращении пакета документов, прилагаемого к декларации, мы сейчас рассматриваем возможность упрощения данной процедуры, т.к. ряд документов можно получать в порядке межведомственного взаимодействия, либо на сайте налоговой службы.
 
Следует отметить, что выявлению работодателей, эффективно решающих социальные задачи, способствует также  краевой конкурс «Лучший социально ответственный работодатель года», являющийся региональным этапом Всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности». По итогам этого конкурса ежегодно реестр пополняется новыми работодателями.
 
Так, в 2015 году в Главное управление поступило 76 заявок от 49 организаций из 23 территории края, в том числе от 27 организаций бюджетной сферы и 22 предприятий реального сектора экономики.
 
Распоряжением Губернатора Алтайского края от 15.01.2016 № 1-рг утверждено 32 победителя и призера конкурса, в том числе 20 организаций реального сектора экономики и 12 социально ориентированных некоммерческих организаций.
 
Среди лидеров оказались организации, впервые задекларировавшие свою деятельность в социально-трудовой сфере: Бочкаревский пивоваренный завод (Целинный район), ставшее обладателем Гран-При, общество с ограниченной ответственностью «АгроСиб-Раздолье», ЗАО «Алтайский бройлер», «Агрофирма «Черемновская» (Павловский район), открытое акционерное общество «Промышленный» (Бийский район), «Сибирь-Полиметаллы», «Барнаульский пивоваренный завод», Краевая клиническая больница, Алтайская академия гостеприимства.
Отмечу, что с этими работодателями нашему управлению пришлось работать напрямую по подаче ими деклараций и привлечению их к участию в конкурсе в рамках дополнительного приема заявок, т.к. соответствующая работа на муниципальном уровне была организована довольно слабо.
 
В текущем году мы ждем от территорий края новые имена победителей и призеров, как из числа уже состоящих в реестре, так и других предприятий, которые могли бы достойно представить ваши муниципальные образования и в целом наш край на федеральном этапе конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности».
В качестве претендентов могли бы выступить предприятия, занявшие призовые места в других престижных всероссийских и отраслевых конкурсах. Например, среди призеров всероссийского конкурса «Золотой Меркурий» - ЗАО «Источник плюс», ЗАО «ПО «Спецавтоматика», АО «Курорт Белокуриха».
 
На организациях санаторно - курортного комплекса города Белокурихи хотелось бы акцентировать особое внимание. Они являются своеобразным брендом Алтайского края, и у них есть все шансы взять призовые места на федеральном этапе конкурса. Главное, чтобы они соответствовали критериям и приняли участие в конкурсных номинациях.
Отмечу, что в реестре социально ответственных и социально ориентированных работодателей состоит только ЗАО «Санаторий Россия». Однако срок действия сертификата закончился в ноябре 2015 года.Мы также неоднократно предлагали данной организации поучаствовать в конкурсе. При этом каждый раз руководство санатория ссылалось на большую загруженность и обещало участвовать в следующем году. Просьба: поработать с этой и другими организациями на предмет подачи деклараций и участию в конкурсе 2016 года. А начинать надо с муниципального этапа конкурса. Это касается и всех остальных территорий.
 
6. Необходимо оперативно освещать деятельность в сфере регулирования социально-трудовых отношений в местных СМИ, официальных сайтах, использовать информационные каналы профсоюзов и работодателей.