• Управление по труду и занятости населения Алтайского края в микроблоге Твиттер
  • Управление по труду и занятости населения Алтайского края в Фейсбуке
  • Управление по труду и занятости населения Алтайского края в Живом журнале

 Информация по изменениям в связи с вступлением в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»

 
Федеральный Закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» вступил в силу с 01.01.2014, за исключением отдельных положений (статья 18, закрепляющая положения об информационной системе учета результатов специальной оценки условий труда, вступает в силу с 01.01.2018). Федеральным законом устанавливаются правовые и организационные основы проведения специальной оценки условий труда.  Процедура специальной оценки условий труда заменяет процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда.
 
Федеральным законом дано определение понятию «специальная оценка условий труда», дан перечень и классификация вредных и опасных факторов производственной среды, подлежащих исследованию при проведении специальной оценки условий труда, дана классификация условий труда по степени вредности и (или) опасности, определены цели применения результатов специальной оценки труда, установлены права и обязанности работника и работодателя в связи с проведением специальной оценки условий труда, а  также права специализированной аккредитованной организации, которая будет проводить специальную оценку условий труда, установлены требования к организациям, проводящим специальную оценку условий труда.
 
Специальная оценка условий труда предусматривает идентификацию потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценку уровня воздействия указанных факторов.
 
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими предъявленным требованиям и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено  Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.  В случае наличия в организации аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда проводится на 20 процентах таких мест.
 
Федеральным законом предусмотрена возможность декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям условий труда. В случае если после проведения идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не выявлено, работодателем подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения. Указанная декларация имеет срок 5 лет, который продляется на следующее 5 лет в случае, если в период действия декларации с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого была принята декларация, не произошло несчастного случая на производстве, либо не появилось профессионального заболевания из-за воздействия вредных и (или) опасных факторов. В указанных случаях проводится внеплановая специальная  оценка условий труда.
 
По результатам проведения специальной оценки условий труда определяются классы условий труда на рабочих местах. Условия труда по степени вредности и опасности подразделяются на 4 класса: оптимальные условия труда (класс 1), допустимые условия труда (класс 2), вредные условия труда (класс 3, делится на 4 подкласса) и опасные условия труда (класс  4). По итогам специальной оценки условий труда составляется отчет.
 
В связи с принятием Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» издан Федеральный закон от  28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда». Данный документ вступил в силу с 1 января 2014 года, за исключением пункта 4 статьи 9 и статьи 11, вступающих в силу с 1 января 2015 года.
 
Соответствующие изменения внесены в закон Российской Федерации от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», Федеральный закон от 30.03.1995 № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», Федеральный закон от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»,  Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», в Трудовой кодекс Российской Федерации, в Кодекс об административных правонарушениях.
 
В законе Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании», Федеральных законах «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» установлено, что сокращенная продолжительность рабочего времени, повышенный размер оплаты труда и предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда работникам, участвующим в оказании психиатрической помощи, работникам, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, работникам, непосредственно участвующим в оказании больным туберкулезом противотуберкулезной помощи,  устанавливается по результатам специальной оценки условий труда. В ранее действующих редакциях указанных законов использовался термин «аттестация рабочих мест», произошла замена терминов.
 
В Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» также внесены терминологические изменения. Термин «аттестация рабочих мест по условиям труда» заменен на «специальную оценку условий труда».
 
В связи с установлением Федеральным законом «О специальной оценке условий труда» классификации  условий труда Федеральными законами «Об обязательном пенсионном страховании», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлена зависимость размеров страховых взносов работодателей по дополнительным тарифам в Пенсионный фонд Российской Федерации от установленных по результатам специальной оценки условий труда классов условий труда.
Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании» дополнен пунктом, предусматривающим установление дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на финансирование страховой части трудовой пенсии, применяемых в зависимости от класса условий труда, определенного по результатам специальной оценки условий труда. При оптимальном и допустимом классах условий труда дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации – «0».
Федеральный закон  «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» дополнен нормой, закрепляющей, что периоды работы, имевшие место с 01.01.2013, засчитываются в стаж соответствующих видов работ для назначения досрочной трудовой пенсии по старости только при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов в соответствии с тарифами, установленными в зависимости от классов условий труда.
 
При этом статьей 15 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» предусмотрена возможность применения результатов аттестации, проведенной до вступления в силу Федерального закона о «Специальной оценке условий труда», действительных до окончания их срока действия (но не позднее 31.12.2018), при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования в отношении рабочих мест, условия труда на которых признаны по результатам аттестации вредными или опасными.
 
Ряд изменений внесен в Кодекс об административных правонарушениях. Предусмотрена новая статья, устанавливающая ответственность за нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда. Ранее действующая статья 5.27, предусматривающая ответственность за нарушение законодательства о труде и охране труда, заменена двумя статьями 5.27 и 5.27.1, дифференцирующими ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, и ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в Федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации соответственно. Изменения вступают в силу с 01.01.2015
В статье 143 Уголовного кодекса Российской Федерации увеличен размер наказания за нарушения требований охраны труда. Дано определение требований охраны труда.
 
В Трудовой кодекс Российской Федерации внесены следующие изменения:
 - Терминологические изменения. Понятие «аттестация рабочих мест по условиям труда» по тексту заменено на «специальную оценку условий труда». Термин «тяжелые» работы исключен. Установлена классификация на опасные и вредные условия труда.
- Изменения, связанные с установлением дополнительных гарантий и компенсационных мер для работников с вредными и опасными условиями труда, установленными по результатам специальной оценки труда. Статья 92 устанавливает сокращенную продолжительность рабочего времени – 36 часов для работников с вредными условиями труда 3 и 4 степени или опасными условиями труда, установленными при специальной оценке условий труда. Статья дополнена новой частью, устанавливающей, что продолжительность рабочего времени конкретного работника должна устанавливаться с учетом специальной оценки труда. Статьей 104 установлено, что при суммированном учете рабочего времени учетный период для лиц, работающих во вредных и опасных условиях труда, не может превышать 3 месяцев. Статья 117 закрепляет право работников, условия труда которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным 2,3 и 4 степени, либо к опасным условиям труда на ежегодный дополнительный отпуск не менее 7 календарных дней.
 
При этом пунктом 3 статьи 15 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» предусмотрено, что при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размером фактически реализуемыми в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
- Статьей 210 установлено, что одним из направлений государственной политики в области охраны труда является установление порядка проведения специальной оценки условий труда и экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда.
- Закреплены права работника и работодателя на реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда, обязанность работодателя по проведению специальной оценки условий труда в соответствии с действующим законодательством.
- Введена статья  351.3, устанавливающая особенности регулирования труда работников в сфере проведения специальной оценки условий труда, определение экспертов в сфере специальной оценки условий труда
 
- Изменения, касающиеся отношений, возникающих на основании гражданско-правового договора, которые могут быть признаны трудовыми. В статье 15 установлен запрет на заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения.  В статье 11 в качестве оснований возникновения трудовых правоотношений установлено признание отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями. Введена статья 19.1, регулирующая порядок признания отношений, возникающих на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями.  Признание отношений трудовыми может осуществляться лицом, использующим личный труд, являющимся заказчиком по договору на основании заявления физического лица, являющегося исполнителем по договору, либо судом. В случае прекращения указанных отношений признание их трудовыми отношениями осуществляется судом. Неустранимые сомнения при признании этих отношений трудовыми  отношениями толкуются в пользу наличия трудовых отношений.
- Также введена статья 67.1, устанавливающая последствия фактического допущения к работе неуполномоченным лицом. В этом случае работник, осуществивший фактическое допущение к работе, привлекается к ответственности, в том числе материальной, а работодатель, в интересах которого была выполнена работа, и отказывающийся заключить трудовой договор, оплачивает физическому лицу фактически отработанное время (выполненную работу).