• Управление по труду и занятости населения Алтайского края в микроблоге Твиттер
  • Управление по труду и занятости населения Алтайского края в Фейсбуке
  • Управление по труду и занятости населения Алтайского края в Живом журнале

Меморандум о стратегии развития центров занятости населения Алтайского края
Принят на Совете директоров
краевых казенных государственных
учреждений центров занятости населения
«23» декабря 2015 года
  
Ключевым вектором изменений на современном этапе развития государственной службы занятости населения, является повышение качества и доступности предоставляемых государственных услуг, развитие инновационных услуг в области занятости. Служба занятости должна быть организацией, которая реализует первостепенную задачу при работе с трудоспособным населением: их  общий вектор при работе с населением таков - от социального обеспечения к достижению профессиональной самореализации с учетом потребности рынка труда потребностей и интересов.
 
Для практической реализации этого постулата требуется определить направления развития самих услуг, и принципы эффективных взаимоотношений государственных учреждений и потребителей – граждан и работодателей.
 
Поэтому профессиональное видение дальнейшего развития не только рынка труда, но и государственной службы занятости региона находится в плоскости максимальной полезности для её клиентов.
 
КОНЦЕПТ: «БЫТЬ ВСЕГДА ПОЛЕЗНЫМ!»
 
Центры занятости населения (далее – «ЦЗН») относятся к объектам государственной инфраструктуры рынка труда с выраженными регулирующими функциями. На региональном рынке труда они выполняют заказ государства, как в интересах конкретных лиц (граждан и работодателей), так и общества в целом (в части регулирования и развития механизма функционирования рынка труда) (далее – «государственный заказ»). Задача по формированию и доведению ЦЗН государственного заказа (функция заказчика) возложена на управление по занятости населения Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите.
 
В своей деятельности работники ЦЗН должны не только действовать в рамках законодательства, но и соблюдать этические нормы. А именно:
 
1)    не тратить впустую время клиента;
2) качественно и в полном объёме выполнять свои функции, обусловленные законодательством, административными регламентами, распорядительными и иными руководящими документами;
3)   всемерно и постоянно заботиться о ведомственных интересах, позитивном имидже, если это не противоречит первому и второму положению;
4)   способствовать эффективности рынка труда.
 
Быть всегда полезным заказчику – это способность и готовность ЦЗН всегда разделять с ним его ценности и наилучшим способом реализовывать стоящие перед ним цели.
 
Иными словами – максимально эффективно и своевременно реализовывать на соответствующей территории Алтайского края цели региональной социально-экономической политики через регулирование механизма функционирования рынка труда и удовлетворение потребностей получателей государственных услуг в целевых сегментах наиболее эффективным способом (в соответствии с законодательством РФ и требованиями государственного заказа).
 
Важным аспектом в деятельности ЦЗН является необходимость повышения конкурентоспособности и мобильности рабочей силы на основе повышения доступности и качества государственных услуг по профобучению, профориентации, содействию в переселении. По словам В.В. Путина, Президента Российской Федерации, «именно сейчас мы сможем открыть для молодого, активного, трудоспособного населения России жизненную перспективу, возможность трудиться на хорошей, интересной работе, строить бизнес, обзаводиться жильем, создавать большую и крепкую семью, воспитывать много детей, быть счастливыми в своей собственной стране, либо уже через несколько десятилетий Россия превратится в бедную, безнадежно постаревшую по возрасту (в прямом смысле этого слова) и неспособную сохранить свою самостоятельность и даже свою территорию страну». [1].
 
Необходимо повысить результативность территориальных сегментов краевых целевых программ содействия эффективной занятости населения и дополнительных мероприятий на рынке труда. Осуществить окончательный переход от традиционной оценки деятельности по степени выполнения плановых расходов к оценке работы по результативности трудоустройства.
 
Еще одна важная задача – обеспечить своевременное софинансирование программных мероприятий работодателями.
 
Деятельность ЦЗН должна быть направлена на то, чтобы:
· способствовать созданию и сохранению конкурентоспособных, высокопроизводительных рабочих мест, расширяющих возможности для полной, продуктивной и достойно оплачиваемой занятости;
·  способствовать формированию эффективного предложения рабочей силы;
·  способствовать повышению эффективности трудовой миграции;
·  поддерживать формирование конкурентоспособной рабочей силы на рынке труда;
· осуществлять стратегию активного посредничества с целью снижения продолжительности безработицы;
· своевременно снимать барьеры, препятствующие найму рабочей силы;
· содействовать обеспечению доступности государственных услуг в сфере занятости населения и мест их предоставления для граждан с ограниченными возможностями здоровья (прежде всего маломобильных групп инвалидов). В.В. Путин: «Необходимо поддержать людей с низкими доходами, наиболее уязвимые категории граждан, перейти, наконец, к справедливому принципу оказания социальной помощи, когда её получают те, кто в ней действительно нуждается. В частности, надо учитывать индивидуальные потребности людей с ограниченными возможностями, особое внимание уделить вопросам их профессиональной подготовки и трудоустройства инвалидов»[1];
· содействовать повышению экономической активности населения за счет стимулирования молодежи; женщин, воспитывающих детей до 3-х лет; незанятых многодетных родителей и родителей, воспитывающих детей инвалидов; лиц пенсионного возраста.
 
Руководством нашей страны поставлена задача – обеспечить развитие и востребованность человеческого потенциала, дать возможность экономически активным гражданам найти применение своим силам, талантам, труду, образованию. Особенно необходима реализация их инновационного потенциала, инициативы и предприимчивости. В этом залог инновационного развития страны. Также должны реально заработать на каждой территории «социальные лифты». В целом – необходимо создать условия для эффективной занятости каждого гражданина на каждой территории края.
 
В этом заинтересовано общество, поскольку только такая занятость позволяет обеспечить рост общественной производительности труда, достойный доход, здоровье, рост образовательного, профессионального и культурного уровня для каждого члена общества. Только такая занятость способна пополнять бюджеты всех уровней и создавать условия для реализации проектов развития экономики, социальных программ защиты и поддержки граждан. Только так можно повысить качество нашей жизни! Одной из основных целей, реализуемой в крае социально-экономической политики.
 
В этом контексте каждый центр занятости населения должен быть не только центром занятости населения на соответствующей территории Алтайского края, но и должен стремиться стать центром ее развития!
 
Необходимо чтобы в орбиту внимания и профессиональной деятельности ЦЗН попали все граждане трудоспособного возраста, проживающие в каждом населенном пункте, а не только безработные и ищущие работу. ЦЗН должен стремиться охватить все рабочие места, имеющиеся у работодателей на каждой территории. А также - всю совокупность социально-трудовых отношений по вопросам найма, использования, распределения, развития и высвобождения трудовых ресурсов.
 
Быть всегда полезным потребителю – это способность и готовность ЦЗН всегда в нужное время, в нужном месте предложить ему необходимые профессиональные услуги (решения) нужного качества и имеющие для него ценность, либо позволяющие эффективно достичь цели, имеющей для него ценность.
 
Это требует от ЦЗН изменения его поведения на рынке, увеличения спектра и диверсификации посреднических услуг, расширения целевой аудитории, совершенствование технологии работы с ней. Активные программы, реализуемые ЦЗН, должны быть сфокусированы на повышении эффективности соединения работников (а не только зарегистрированных безработных граждан) и рабочих мест на рынке труда. ЦЗН должны заниматься опережающим консультированием, ведя базу данных не только безработных, но и работающих граждан.
 
Необходимо продолжить реализацию ситуационного подхода к предоставлению качественных государственных услуг, взаимоотношений государственных учреждений и потребителей – граждан и работодателей.
 
Соответственно, по-новому формулируются и задачи. Их общий вектор при работе с населением – от социального обеспечения и защиты граждан, к достижению удовлетворенности их социальных потребностей и интересов. При таком подходе граждане начинают выступать в новом качестве: как потребители социального заказа на государственные услуги.
 
Должны быть изменены и подходы в отношениях с работодателями. Работодатели, как и любые иные потребители, имеют право на получение качественных, своевременных услуг. Сотрудничество работодателей со службой занятости населения будет привлекательным и взаимовыгодным только тогда, когда оно сопровождается снижением затрат их времени, удобством каналов и способов получения услуг, снижением транзакционных издержек и непосредственно отражается на уровне их конкурентоспособности.
 
Это побуждает государственную службу занятости населения предлагать новации для наиболее полного удовлетворения потребностей работодателей. Но это не означает отказа от воздействия на работодателя в целях получения качественной заявки на подбор работника.
 
ЦЗН должен гарантировать оказание профессиональных услуг гражданам и работодателям в объеме социальных нормативов и государственного заказа!
Для этого необходимо:
- создавать качественный клиентский сервис, облегчать доступ к услугам и ресурсам, оказывать необходимую ситуационную помощь гражданам, имеющим инвалидность, оказывая им необходимую ситуационную помощь в помещениях ЦЗН, адаптируя места предоставления государственных услуг к специфическим потребностям лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также предоставляя маломобильным группам инвалидов возможность получения государственных услуг на дому с использованием мобильного офиса ЦЗН);
 
- стремиться к получению максимально полной информации о клиентах на каждом этапе взаимодействия, обеспечить своевременное и полное отражение этой информации в базе данных;
 
- реализовать комплексный ситуационный подход к предоставлению государственных услуг целевым группам клиентов, сбалансированных с их потребностями;
 
- концентрировать усилия на наиболее эффективных направлениях деятельности для трудоустройства каждого клиента.
 
Центр занятости должен быть гарантом законных прав и социальной поддержки!
 
Быть всегда полезным на рынке – это способность и готовность всегда привлекать потребителей и социальных партнеров.
 
Для этого нужно:
- шире внедрять в практику своей работы принципы и технологии в сфере коммуникаций и маркетинга, (в том числе, используя инновационные методики профилирования безработных граждан и сегментирования, как граждан, так и работодателей);
- предлагать клиентам и партнерам новые формы взаимодействия;
- оказывать содействие работодателям, разделяющим идеи и принципы социальной ответственности;
- использовать потенциал бюджетной сферы для влияния на параметры социальной ответственности экономики региона в целом;
- использовать имеющиеся ресурсные и организационные возможности государственной службы занятости населения, а также возможности рынка труда, формировать качественную базу вакансий и банк данных высококвалифицированных работников как кадастр профессиональных кадров Алтайского края;
- создавать новые возможности на рынке, а также новые возможности самого рынка труда, особенно в части развития человеческого капитала.
 
В октябре 2014 года была утверждена программа «Кадры для экономики на 2015-2020 годы». В числе приоритетных задач которой – совершенствование профориентационной работы с молодежью.
 
Потому как профессиональное самоопределение влияет не только на трудовую биографию конкретной личности, но и на формирование трудового потенциала края в целом.
 
Для решения задачи совершенствования системы профориентационной работы со школьниками, разработан новый проект – портал «Первые шаги в будущее». Школьники получат возможность ощутить перспективы, которые открывает для них образование региона, возможности, которые создает экономика края.
 
С целью развития системы содействия трудоустройству выпускников, необходимо выстроить взаимодействие с центрами (службами) содействия трудоустройству выпускников учреждений среднего профессионального и высшего образования по вопросам, связанным с трудоустройством и организацией производственной практики по принципу «Лучшим работодателям – лучшие выпускники».
 
Задачей службы занятости становится не просто обеспечение трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций, а эффективное трудоустройство, то есть по полученной специальности.
 
Также должна получить своё дальнейшее развитие совместная деятельность ЦЗН с профсоюзами и работодателями в рамках трехстороннего партнерства. Необходимо использовать и возможности государственно-частного партнерства, способствующие развитию рынка труда, услуг и решению возникающих социальных и экономических проблем.
 
Во главу угла совместной деятельности должны быть поставлены долгосрочные (стратегические) формы сотрудничества с партнерами, совместная разработка и реализация целевых программ и проектов. ЦЗН должен быть эффективным стратегическим партнером на рынке труда!
 
КОНЦЕПТ: «РАЗВИВАЯСЬ – РАЗВИВАТЬ!»
Поскольку обусловлен переход российского государства к инновационному социально ориентированному типу экономического развития, «развитие» – теперь ключевое слово, определяющее основной вектор приложения всех наших усилий!
 
В этой связи в деятельности ЦЗН новой и актуальной становится задача – оказывать позитивное влияние не только на развитие рынка труда, но и на развитие экономики региона.
Основными задачами ЦЗН, как института развития экономики являются:
· снижение издержек деятельности (включая временные и транзакционные) инновационно и социально ориентированных субъектов на рынке труда;
· минимизация рисков, связанных с недобросовестной конкуренцией и оппортунистическим поведением партнеров;
· повышение конкурентоспособности за счет приоритетного перераспределения ресурсов (информация, кадры, финансы) в пользу инновационных, социально ориентированных хозяйствующих субъектов и граждан;
 
Необходимо стремиться к тому, чтобы через ЦЗН был обеспечен доступ ко всем видам и формам государственной поддержки, на всех этапах жизненного цикла бизнес-проекта начинающих предпринимателей, в том числе безработных граждан по принципу «единого входа». ЦЗН должен содействовать развитию кооперации бизнес-проектов, включение начинающих предпринимателей в действующий устойчивый бизнес.
 
Являясь частью целого, ЦЗН должен:
- способствовать тому, чтобы на территории в границах его ответственности могли быть использованы все возможности государственной службы занятости;
- уделять в своей деятельности внимание развитию в территориях процессов маятниковой трудовой миграции для регулирования внутри краевых трудовых потоков, перераспределение трудовых ресурсов;
содействовать в привлечении трудовых ресурсов для реализации крупных инвестиционных проектов. Деятельность ЦЗН по оказанию услуг не должна быть ограничена только локальными рамками. Важной составляющей в работе ЦЗН является повышение информированности работников о вновь создаваемых рабочих местах в крае.
 
Все это может быть достигнуто на основе развития необходимого «потенциала успеха» государственной службы занятости в целом и конкретного ЦЗН в частности. Для этого центры занятости населения должны инициировать изменения и быть их активными участниками!
 
Развитие информационно-аналитического потенциала
ЦЗН должен быть современным автоматизированным центром оказания услуг! Для этого требуется осуществить переход к ускорению и автоматизации трудоемких внутренних процессов, что позволит оперативно, качественно достичь результата, ценного для клиента.
В основе развития информационно-аналитического потенциала – базы данных и информационная среда государственной службы занятости населения, совершенствование программных комплексов, а также развитие  предоставления государственных услуг в электронном виде.
 
Переход службы занятости на новую версию программного комплекса «Катарсис» (8 версия) позволит реализовать предоставление государственных услуг в сфере занятости населения в электронном виде через Портал государственных услуг, а также обеспечить интеграцию с единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА).
 
ЦЗН должен быть маркетинговой структурой, ориентированной на потребности клиентов! Для этого необходимо осуществить переход к новой маркетинговой стратегии – продуктивно использовать и расширять возможности имеющихся баз данных для повышения эффективности посредничества на рынке труда:
- обеспечить качественное ведение баз данных и заполнение ведомственной отчетности, на основе многоканального получения информации;
– принимать участие в проведении социологических и маркетинговых исследований, с целью изучения запросов различных участников рынка труда, выступать инициатором проведения собственных исследований с учетом территориальной специфики, активно применять в работе их результаты.
 
Президент Российской Федерации В.В. Путин на встрече с представителями профсоюзных объединений стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) при приветствии отметил:
«На новый уровень должна выйти работа служб занятости. Они обязаны предоставлять актуальную информацию о вакансиях, находить для кандидата соответствующую его способностям и образованию работу, причём не только рядом с домом, но и в других регионах, где остро ощущается кадровый голод».
 
Для решения задачи трудовой мобильности с июля 2015 года используется общероссийская база вакансий «Работа в России» (новая версия портала «Работа в России»), которая создает информационную среду для посредничества между работниками и работодателями в режиме реального времени. В связи с этим на ЦЗН возлагается важная задача обеспечения актуальности, полноты и достоверности данных о вакансиях (это неотъемлемая составляющая функционирования портала).
 
Развитие кадрового потенциала
ЦЗН должен быть организацией, привлекательной для работы и соответствующей критериям социально ориентированной некоммерческой организации, обеспечивающей достойный труд, способствующей раскрытию инновационного, профессионального потенциала своих работников!
 
ЦЗН должен быть командой профессионалов-единомышленников!
 
Для этого требуется:
- активно формировать кадровый потенциал, производить подбор клиентоориентированного персонала для работы в ЦЗН, обладающего необходимыми компетенциями, способного добиваться высоких результатов в работе, действовать в соответствии со стандартами, принятыми в организации;
- повышать компетенции специалистов ЦЗН на постоянной основе через корпоративное обучение, тематические видеоселекторы, самообучение;
- содействовать личной и профессиональной эффективности каждого сотрудника;
- развивать и усиливать связи между отдельными специалистами и структурными подразделениями ЦЗН для обеспечения сотрудников единой общедоступной базой знаний, что позволит исключить практику существования в центрах занятости чрезмерно узких и замкнутых в самих себе специализаций, обеспечит взаимозаменяемость специалистов и оперативную (в случае необходимости) горизонтальную и вертикальную ротацию кадров; а также усиливать коммуникационные связи между центрами занятости.
- развивать систему наставничества в каждом ЦЗН, привлекая опытных, инициативных и ответственных специалистов;
- эффективно использовать систему мотивации (сочетая ее материальную и нематериальную составляющие), выделять и поощрять лучших сотрудников, основанной на ее зависимости от качества и результатов деятельности сотрудника;
- создать коллективную коммуникативную и информационную среду для саморазвития;
- сформировать сообщество профессионалов на базе профсоюзов.
 
Развитие персонала - залог успеха службы занятости!
 
Развитие технологического потенциала
 
ЦЗН должен быть организацией, успешно создающей ценный для клиента результат! Для этого необходимо перейти на новые технологии предоставления услуг, в том числе на основе современных информационных (телекоммуникационных) систем. В основе этих технологий – цепочка создания ценности для клиента.
 
Внедряемая технология «Семь шагов к трудоустройству» – это усовершенствование работы с гражданами и работодателями для достижения более высокого качества оказываемых услуг. Эта технология, основанная на принципе целесообразности, позволяет оптимизировать процедуры, временные и другие ресурсные затраты на пути к достижению результата, ценного для клиента. Командный настрой, творческая инициатива – вот основные постулаты новой технологии!
 
Для повышения доступности государственных услуг в сфере занятости населения необходимо эффективно использовать в работе мобильные центры занятости населения, в том числе в удаленных населенных пунктах. Их применение должно быть направлено на удовлетворение профессионально-квалификационного спроса рабочей силы на рынке труда, а также комплектование кадрами организаций различных форм собственности края. При этом необходимо расширять возможности по проведению профессиональной ориентации населению. Требует максимального использования технологического потенциала мобильных центров занятости населения ситуация при проведении предувольнительных мероприятий для работников, находящихся под угрозой увольнения.
 
Для подбора кадров без территориальных ограничений и повышения эффективности предоставления государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников ЦЗН целесообразно применять новую современную услугу – видеособеседование, т.е. собеседование работодателя с соискателем, проводимое через Интернет при помощи web-камеры. Также необходимо развивать видеорекрутмент (с применением видеозаписи).
 
Необходимо активно и в полной мере осуществлять подбор подходящей работы для граждан, желающих переехать (переселиться) из другого муниципального образования (информация по краю еженедельно выгружается из ПК «Катарсис» КГКУ ЦЗН г. Барнаула и направляется в ЦЗН), и направлять возможные варианты подходящей работы в ЦЗН, находящийся по месту регистрации гражданина.
 
Указанные механизмы содействия межтерриториальной миграции должны способствовать развитию трудовой мобильности граждан.
 
Развитие организационного потенциала
 
ЦЗН должен быть ядром инфраструктуры регионального рынка труда!
Для повышения эффективности деятельности государственной службы занятости населения необходимо дальнейшее совершенствование ее организационно-функциональной структуры. Структура должна быть ориентирована на систему распределения обязанностей и функций между специалистами ЦЗН, которая:
- соответствует принципам клиентоориетированного подхода и технологии эффективного государственного посредничества на основе цепочки создания ценности для клиента;
- позволяет задать четкие целевые ориентиры и показатели оценки эффективности деятельности всех сотрудников;
- исключает дублирование в работе и неравномерность нагрузки на специалистов;
позволяет оптимально использовать ресурсный потенциал службы занятости населения.
 
Работа сотрудников ЦЗН с клиентами должна строиться на принципах ситуационного подхода, так как в нем присутствует конкретная ситуация, то есть конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на действия сотрудников ЦЗН в данное время. Эти обстоятельства, в первую очередь, связаны с конкретными клиентами: гражданами и работодателями, которые обращаются за госуслугами, а также с ресурсными и организационными возможностями государственной службы занятости населения.
 
Работа специалистов ЦЗН по принципу ситуационного менеджера важна. Это, прежде всего, функционал, роль в организации, а не название должности. На него возлагается ответственность за выполнение всего процесса, т.е. всего набора технологических операций ЦЗН, которые, взятые вместе, создают результат, имеющий ценность для клиента (например, трудоустройство).
 
Сеть краевых государственных учреждений службы занятости населения является важным элементом инфраструктуры регионального рынка труда. Располагая автоматизированными базами данных трудовых ресурсов и рабочих мест, ЦЗН должны занимать в регионе ведущую позицию при посредничестве между работодателями и работниками. Они должны выполнять функции гарантирующего поставщика качественных профессиональных услуг на рынке труда! При этом необходимо стремиться к тому, чтобы выстраивать совместную деятельность с частными агентствами занятости для достижения целей и задач регулирования.
 
Развитие экономического потенциала
 
ЦЗН должен быть организацией, не только социальной, но и экономической эффективности!
 
В ЦЗН каждый бюджетный рубль должен расходоваться для достижения конкретного результата! Необходимо видеть реальное воплощение тех целей, на достижение которых эти средства выделены. Совокупным эффектом должно быть повышение качества предоставляемых государственных услуг и экономия бюджетных средств.
 
Для этого требуется обеспечить эффективность собственной деятельности: необходимо иметь объективные индикаторы и доказательства нашей эффективности, в том числе эффективности социальных расходов, обеспечить энергоэффективность, целевое использование средств, повысить качество закупочной деятельности. Для развития экономического потенциала ЦЗН необходимо строгое соблюдение финансовой дисциплины (контроль использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов), а также осуществление ежедневного внутрихозяйственного самоконтроля.
 
Необходимо обеспечить эффективность реализации программ, расходования бюджетных средств, а также привлечение средств на основе межведомственного взаимодействия государственных и муниципальных учреждений и социальных партнеров.
 
Развитие связей с общественностью и органами муниципальной власти, формирование позитивного имиджа ЦЗН
 
ЦЗН должен создать имидж эффективного партнера!
 
Для этого требуется:
- перейти от образа учреждения социальной поддержки «слабых» – к образу активного эффективного рыночного агента в экономическом и социальном пространстве региона, который способен влиять на развитие не только рынка труда, но и экономики территории в целом, быть организатором «социальных лифтов», «старт-апов» в бизнесе и т.п.;
- активно информировать и разъяснять населению суть инновационных изменений, которые происходят в службе занятости населения, подчеркивать их уникальность и пользу;
- особое внимание уделить работе со СМИ и лидерами общественного мнения в территориях.
 
Служба занятости постоянно должна искать возможность для повышения собственной эффективности, этот поиск должен стать постоянным процессом. Мы должны быть инновационными и всегда в числе первых!
  
_________________________
1 Путин В.В., Президент Российской Федерации. Из Послания Президента РФ Федеральному собранию, 03.12.2015

Ключевые слова: служба занятости